Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №5 (48) 1995 год

Люди-наоборот, Или... грядущему зверю

Автор рисунка: К. Хотяновский
Автор рисунка: К. Хотяновский

«...Лет пять тому назад (это ещё при Горбачёве случилось) я на зимних каникулах отдыхал у родственников в Вологодской области. Однажды с приятелем направились мы в соседнюю деревню. Только-только начинало смеркаться, не очень густым снежком метёт.

Идём себе через поле, а в стороне, метрах, наверное, в пятидесяти от дороги, видим, в сугробе мужичок какой-то «кувыркается»: чуть встанет и опять падает. Ну, думаем, принял человек, теперь домой никак не доберётся. Бывает. Чуть прошли, решили глянуть, что он там делает: может, захватить с собой, пока не замёрз вовсе? И тут смотрим, там, где мужичок был только что, – волк... Постоял, постоял и в ближний лес побежал».

Единственная странность приведённого рассказа, вероятно, та, что свидетель случившегося – наш современник. В недавние века весть, что кто-то вживе видел «танец оборотней», не казалась столь невероятной, как сегодня. У разных народов имеются подобные истории, а имена и образы многих мифологических героев сохранили следы веры в таинственное умение избранных людей превращать (превращаться) в волка, медведя, рысь и других зверей.

Нетрудно найти фольклорные параллели восточнославянских мотивов с мировым фольклором в разных жанрах. Например, былинный князь-оборотень Вольха Всеславич и ведьмы, вещуны-волкодлаки (отсюда позднейшее – «вурдалаки») в Германии и на Балканах, в Индии, Африке и у североамериканских индейцев... Но если все эти былички лишь плод голого вымысла и случайных совпадений, то как объяснить действительно удивительное сходство в описании отличительных черт внешности и поведения оборотней как, например, изрезанная ветками кожа, какой-то «особый взгляд» и т. п.?

Ясно, что здесь речь идёт не о ругательных или, наоборот, хвалебных прозвищах, как, например, опричники – «псы государевы» или поныне почитаемый в Грузии царь Вахтанг I Горгослани – «волкоголовый». И не о случаях, когда ребёнка называли Лосем, Окунем или Голубем (отсюда фамилии Лосев, Окунев, Голубев), чтобы, запутав колдунов, направить вредоносную силу их заклятий на одноимённое существо.

Ближе к отгадке, по-видимому, нас подведёт поверье, что имена типа Лев или Медведь, во-первых, сами по себе должны испугать злых духов и защитить человека от хищников, болезней или сглазу, а во-вторых, придать ему черты характера этих животных.

Вряд ли случайно до сих пор услужливо навёртывающееся на язык сравнение отважного отряда (или – с какой стороны посмотреть – свирепой банды) с волчьей стаей. «Аки пардус» (как гепард), говоря словами летописей Древней Руси, рыскал по полям и лесам легендарный князь Святослав Киевский со своей дружиной... Волк – священное животное римского Марса и древнегерманского Одина, покровителей дружинников и легионеров.

«Звериные братства» людей – воинские союзы – оставили заметный след в истории цивилизаций Земли. «Орден ягуара», гвардия правителей империи ацтеков, часто оказывался не по зубам даже вооружённым огнестрельным оружием и защищённым стальными панцирями испанским солдатам XVI века... Что давало индейским воинам силу? Что помогало им победить страх смерти? Не чувство ли причастности к тайне человека-зверя?

В какой-то мере ответом на эти вопросы, вероятно, станут дайджесты статьи В. Резниченко из журнала «Азия и Африка сегодня» и глав книги «Свидетель колдовства» Г. Райта.

...И все-таки почему люди не летают так, как птицы?! Рисунок Ю. Аррака

...И всё-таки, почему люди не летают так, как птицы?! Автор рисунка: Ю. Аррак

Итак,

кажется, нам удалось наконец-таки найти объяснения ряда загадок оборотней: шрамы – татуировка, наносимая при посвящении в воины или члены «звериного» клана; на «странный взгляд», отмеченный встречавшими «оборотных людей», указывают и листы полицейских допросов: по нему «леопарды» (или «волки» и другие хищники) могли узнать своего.

В памяти многих поколений сохранились образы богов и героев, на чью некогда магическую связь с миром тотемов намекают не только совершаемые ими подвиги и знание таинственного «языка птиц и животных». Так, имя древнегерманского витязя Беовульфа, вероятно, происходит от соединения слов со значением «медведь» (ср. англ. bear; нем. Ваг) и «волк» (wolf; Wolf); а глава рыцарей «Круглого стола» король Артур и греческая богиня-охотница Артемида донесли до наших дней древнее аг(к)-tos – «медведь» (ср. Арктика). Это лишь ничтожная часть примеров, которые можно было бы привести.

Но ушли ли вместе с шумом потерявшихся во тьме времён битв и преступлений звериные первоосновы человеческой природы? Не затаились ли до поры, до часа своего? И затаились ли? Иногда, незамечаемые, неузнанные, они проступают в деяниях «цивилизованных людей».

Часто вспоминают «дело» монашенок Луденского монастыря (около Пуатье), «одержимых бесами». Сначала игуменья монастыря почувствовала в себе злого духа, затем то же заявила монашенка – родственница кардинала Ришелье (тогда фактического правителя Франции). В конце концов почти все монашенки заявили, что они одержимы дьяволом. В частности, это выразилось, по их словам, в том, что все они воспылали любовью к священнику Урбану Грандье, который добивался назначения его духовником в тот монастырь...

В литературе по делу отмечалось, что могущественный кардинал не любил патера Грандье из-за того, что тот написал на Ришелье памфлет. Расследование об одержимости монашенок было поручено ученику кардинала и родственнику аббатисы монастыря. «Бесы» по ходу процесса «признались», что монашенок околдовал Урбан Грандье. Суд признал, что священник изобличён в связях с дьяволом, и в октябре 1634 года приговорил его к сожжению» (М. М. Шейнман «Вера в дьявола в истории религии»).

Кому-то эта история из «мушкетёрских времён», вероятно, сразу напомнит доморощенные ревтрибуналы или их продолжение – особистские тройки («Эх, птица-тройка! Кто тебя выдумал...») 30-х с мистическим «пролетарским чутьём на врагов народа».

А потом, перелистнув пару страниц назад и ещё раз пробежав взглядом описание следственных действий Игроков Тонго, обнаружит, что лютые африканские «духовидцы» похожи на своих европейских коллег (в СССР ли, в Третьем рейхе ли – один чёрт) не только методами, но и эстетическими предпочтениями: склонностью к униформам сугубо отечественного производства, чёрно-коричневой цветовой гамме, огненным «очистительным» ритуалам и т. д.

И даже судьбой: одних «ушли» за временной ненадобностью на пенсию, других судили за преступления и сослали в отдалённые части империи. Игра Случая?

Фрагмент погребальной маски. Мексика. V—VI век н. э.

Фрагмент погребальной маски. Мексика. V–VI век н. э.

Легко быть оборотнем

Зверь не ушёл из нас. И, пользуясь ослепляющей самоуспокоенностью людей (а может, страхом – ведь страшно заглянуть в его нечеловечески-жёлтые глаза), не особенно и таится.

Да здравствует зверь? Да, здравствует во тьме-тьмущей террористических «серых волков», как прежде здравствовал в германских нацистских «вервольфах»; оборотнях и неоязыческом культе Вотана, покровителя кровожадных воинов и войн; как прежде здравствовал в «псах государевых» – опричниках... Так не чрезмерно ли оптимистичны прогнозы будущности человека в мире, где аксиомой культуры и азбучной истиной стало – «Homo hominis lupus est (1)»?

Вот только почему у животных нет «орденов человека», дающего куда больше примеров подлинного зверства? Абсурдный вопрос, согласитесь. Но признание его абсурдности, наверное, лучшее доказательство того, что человек остаётся человеком по-прежнему, сколько бы ни хотелось ему походить на зверя. «Человек настолько несовершенен, что даже не может стать совершенным злодеем», – иронично заметил некогда Владимир Одоевский.

Зло, очевидно, трудно для души, если, совершая его, убийцам кажется необходимым скрываться – от людей, в первую очередь от самих себя – за личиной волка, леопарда, крокодила, под чужим именем (2) или растворять своё «я» в безличной иерархии какого-нибудь «ордена меченосцев партии», где за совершённое тобой преступление перед твоей совестью отвечаешь уже не ты, а персонифицированные «верховные инстанции», которых боишься и презираешь всеми фибрами души.

Канта поражали бесконечность звёздного неба над головой и нравственный закон внутри нас. И то и другое по-прежнему есть в мире. И над тем и над другим, видимо, люди не властны. И пока человеку дано различать добро и зло, у него есть шанс остаться человеком. По-моему, это достаточно оптимистический прогноз.

Александр Кореньков

***

1 – Человек человеку волк (лат.)

2 – См.: А. Белкин «Под чужим именем» / «Социум» 1992 № 23.

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

«Мудрец, который знал людей...»

Люди-наоборот, Или... грядущему зверю

Вестники дьявола и другие «оборотни»

Они крадут только голову