Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №4(47) 1995 год

Кто стучится в дверь... Психоаналитический портрет наций на фоне лагерей смерти

Скоростные истребители Германии. Март 1936 г.
Скоростные истребители Германии. Март 1936 г.

НЕЖИТЬ – ...всё, что не живёт человеком, что живёт без души и без плоти, но в виде человека... По выражению крестьян, нежить не живёт и не умирает.

Толковый словарь живого
великорусского языка Владимира Даля

После победы над Германией общественное мнение в Америке было изумлено и возмущено тем отношением к лагерям смерти, которое преобладало среди немецкого населения. Офицеры союзных армий были потрясены увиденным там и испытывали ненависть к немцам, заявлявшим, что они ничего не знали о происходившем. Это обстоятельство послужило основанием для развёрнутой оккупационными властями кампании по распространению информации о концлагерях.

Обвиняя немцев, победители чаще всего предполагали, что те не могли не знать о существовании «фабрик смерти», многие из которых располагались в непосредственной близости от германских городов. И мало кто задавался вопросом: а могли ли рядовые граждане рейха предотвратить совершавшиеся рядом с их жилищами преступления? И если могли, то ПОЧЕМУ ОНИ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛИ?

На севере и на юге –
Над ржавой землёю дым,
А я умываю руки!
А ты умываешь руки!
А он умывает руки,
Спасая свой жалкий Рим!
И нечего притворяться –
Мы ведаем, что творим!

А. Галич. Трофейное фото

Разумеется, немцы знали о лагерях (об этом специально заботилось гестапо). Постоянная угроза однажды очутиться за колючей проволокой принуждала к покорности. Те немногие, кто рискнул бороться в одиночку, погибли.

Конечно, можно обвинять обыкновенного немца, что он не был в числе этих героев. Но часто ли в истории встречаются народы, чей средний представитель был бы героем? Да, очень немногие жители Германии отважились выступить против гестапо. Но я хорошо помню, как ликовали узники Бухенвальда, когда узнали, что гестаповцы из «Мёртвой головы», отправляясь в увольнение в Веймар, одалживали форменную одежду в других частях, так как городские девушки отказывались знакомиться с «кровавыми мальчиками» (1). Такое поведение нельзя счесть героической борьбой, но это было недвусмысленным выражением отвращения к гестапо в городе, где национал-социалистская партия победила на выборах ещё до захвата власти фашистами.

Что реально мог сделать рядовой немец в стране, уже охваченной террором? Покинуть Германию? Многие пытались, но немногие смогли. Да и какая страна открыла свои границы и сказала: «Приидите ко мне все страждущие»?..

Увидев горы мёртвых тел в лагерях, немцы были потрясены до глубины души. Их реакция, во всяком случае, доказала, что двенадцати лет фашистской тирании всё же оказалось недостаточно, чтобы уничтожить все человеческие чувства. Но главным результатом пропагандистской кампании союзников стало, видимо, то, что немцы воочию убедились, насколько были правы, не решаясь выступить против гестапо.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА ОЧЕВИДНО – немцы слишком боялись, стараясь загнать мысли о «фабриках смерти» в подсознание. Большинство было просто не в состоянии смотреть правде в глаза, житель рейха, страшившийся концентрационных лагерей, более всего хотел верить, что их нет. Думаю, здесь, как и в ситуации с маленьким ребёнком, разбившим чашку, но упорно твердящим: «Я её не разбивал!» – ложь порождена вовсе не желанием обмануть вас.

Так же, если не сильнее, ребёнок хочет обмануть самого себя, ибо, только поверив в свою невиновность, он почувствует себя в безопасности. Это, кстати, одна из причин, почему слишком строгие наказания часто только вредят формирующейся личности: малыш, охваченный страхом перед наказанием, не в состоянии оценить свой поступок.

Если страх слишком велик, ребёнок заставит себя поверить, что поступил хорошо, когда поступил плохо, и будет чувствовать за собой вину, даже если не совершил ничего предосудительного. Такая внутрення неуверенность разрушает личность сильнее самого наказания.

...Главная ошибка американцев в то время заключалась в том, что они и сами боялись осознать (почему бы? – Ред.), что репрессивный режим способен разрушить личность взрослого человека до такой степени, что он сможет не знать того, чего ему СТРАШНО НЕ ХОЧЕТСЯ ЗНАТЬ.

О, суконная прелесть
устава!
И во сне позабыть не
моги.
Что любое движенье
направо
Начинается с левой ноги!.. (А. Галич)

Автор рисунка: К. Э. Мюллер

Выжить в концлагере было значительно труднее, чем «на свободе», но внутренний разлад личности там был уже не столь велик: не требовалось ни гитлеровского приветствия, ни любого другого проявления чувств симпатии и восхищения к фюреру. Можно было разрядить свою ненависть к режиму в слове без боязни, что на тебя донесут. Но главное, что ты попадал в руки врагов вопреки своему желанию и был бессилен что-либо сделать.

Человек здесь оказывался в роли ребёнка, не способного сопротивляться воле родителей, тогда как останься он жить по ту сторону колючей проволоки, вынужден был бы добровольно низводить сам себя до состояния детской зависимости.

Иначе говоря, чем сильнее тирания, тем более деградирует её подданный, тем притягательнее для него возможность компенсировать свою слабость, «обрести» силу ценой полной идентификации своего «я» с волей режима, отказа от собственной автономии.

Потому-то попытки обвинить всех немцев в преступлениях гестапо имеют недоучтённый многими аспект: один из наиболее эффективных методов авторитаризма – возложение ответственности на группу, а не отдельного человека; вначале, чтобы принудить его к подчинению, а затем – уничтожить как личность. Противники демократии сознательно избегают упоминания об индивидууме, обвиняют евреев, католиков, капиталистов, так как обвинить отдельного человека значит для них – противоречить главному своему тезису: неприятию автономии индивидуальности. Одно из основополагающих условий независимого существования личности – возможность нести ответственность за совершаемые поступки. Если мы выбираем группу немецких граждан, показываем им концентрационный лагерь и говорим: «Вы виноваты», – тем самым МЫ утверждаем фашистскую идеологию.

Столько раз мы молчали по-разному,
Но не «против», конечно, а «за»! (А. Галич)

На скамье подсудимых надзиратели концлагеря Треблинка

* * *

ПРОЦВЕТАНИЕ ИЛИ ГИБЕЛЬ любого общества зависит от того, насколько человек как член этого социума способен преобразить свою личность так, чтобы придать обществу «человеческое лицо». Отсюда вывод: не надо отчаиваться и в самые тяжёлые времена. Революционные изменения действительно приводят к социальному кризису, который продолжается до тех пор, пока человек не достигнет более высокой ступени личностной интеграции, позволяющей не только адаптироваться к новой ситуации, но и овладеть ею.

Очень часто мы не приемлем социальные и технологические новшества именно потому, что боимся, как бы они не поработили человека. Подобный страх, в частности, испытали Маркс и его современники в начале индустриальной революции, когда казалось, что рабочих ждёт постоянная эксплуатация и обнищание. Однако мы видим вместо этого, как растущая механизация производства всё более освобождает их от тяжёлого труда и как растёт жизненный уровень в развитых обществах.

Я славлю упавшее в землю зерно
И мудрость огня.

За всё, что мне скрыть от людей не дано, –
Простите меня! (А. Галич
)

Ф. А. Хирнле. Евангелист Иоанн. Немецкая скульптура XVIII в.

* * *

ВЛИЯНИЕ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ НА АВТОНОМИЮ СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН в Третьем рейхе шло постепенно. В первые годы режима (1933–1936) смысл лагерей заключался в наказании и обезвреживании отдельных активных антифашистов. Однако затем возобладало стремление покончить с личностью как таковой.

Никто не желает отказываться от свободы. Но вопрос становится значительно сложнее, когда приходится решать, какой частью своего имущества я согласен рисковать, чтобы оставаться свободным, и насколько радикальным изменениям готов подвергнуть cвою жизнь ради сохранения независимости личности.

Мало кто захочет рисковать жизнью из-за мелких нарушений своей автономии. И когда государство совершает такие нарушения одно за другим, то где та черта, после которой человек должен сказать: «Всё, хватит!», даже если это будет стоить ему жизни? Очень скоро незначительные, но многочисленные уступки так высосут из человека решимость, что у него уже не останется смелости действовать.

Большинство, если не все немцы, которые не были убеждёнными фашистами, теряли уважение к себе, ибо делали вид, что не ведают ничего о творящемся вокруг, жили в постоянном страхе и не боролись, хотя чувствовали себя обязанными сопротивляться. Потерю самоуважения стремились компенсировать самоутверждением в семье или признанием на работе.

Оба источника были перекрыты для тех, кто отрицал нацизм. Домашняя жизнь была отравлена вмешательством государства: детей принуждали шпионить за родителями, разрушая даже стабильные и счастливые семьи. Социальный статус и профессиональный успех полностью контролировались партией и государством (даже в частном предпринимательстве и свободных профессиях (2).

Для таких людей оставался лишь один способ укрепить пошатнувшееся самоуважение и сохранить хотя бы видимость цельной личности – быть немцем: гражданином великой страны, которая день ото дня наращивала военную и политическую мощь. Чем ниже становился уровень самооценки, тем настойчивее становилась потребность во внешней силе, на которую можно было опереться.

У большинства немцев, которые не были убеждёнными нацистами, само существование лагерей смерти вызывало, хотя и опосредованно, серьёзные изменения личности. И пусть эти изменения были не столь радикальными, как у заключённых, но они вполне устраивали государство. Новый тип человека характеризовался чрезвычайно низким уровнем собственного достоинства.

Для большинства людей, когда они вынуждены выбирать между понижением личностного уровня и невыносимым внутренним напряжением, неизбежен выбор в пользу первого во имя сохранения внутреннего покоя. Но великая правда состоит в том, что в условиях тирании это будет не покой человеческого существования, а покой смерти.

Дайджест по главам книги
Б. Беттельгейма «Просвещённое сердце»

***

1 – Организации, аналогичные СС и гестапо по методам и функциям, имелись и в СССР. К сожалению, редакции пока не известны случаи столь же достойного поведения наших сограждан в подобных ситуациях. Будем признательны читателям, сообщившим о таких фактах.

2 – Наличие класса предпринимателей отнюдь не страхует общество от тоталитаризма! – Ред.

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

Река безумия

Сны разума. От НЛО до НСДАП. Эпилог о национал-социализме

Кто стучится в дверь... Психоаналитический портрет наций на фоне лагерей смерти