Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №1(44) 1995 год

Крик в защиту человечности. Вечная тема Александра Ситникова

В начале своего творческого пути (вторая половина 1960-х годов) художник Александр Ситников стремился уйти от обыденности, заговорить на чистом языке нежных и трепетных красок. Положив в основу своего идеального (картинного) мира метафору и уподобление, он создавал свой неповторимо-гармоничный мир.

Пир хищников

Пир хищников

В середине 70-х тишина и гармония на его полотнах нарушаются и возникают поистине фантасмагорические композиции. Его произведения наполняются трагизмом и экспрессией, эмоциональное и рациональное начала отныне находятся в постоянной борьбе. Изображение как бы распластывается по поверхности холста, образуя сложные геометрические фигуры, приобретающие особое символическое значение.

Слепые

Слепые

Concerto № 1

Concerto № 1

Эмоционально-экспрессивный, «взрывной» характер красок в картинах А. Ситникова, контрастируя с цифровыми обозначениями, только подчёркивает рациональный подтекст его художественного мышления. Полуживотные, получеловеческие образы аллегорически воспроизводят отношения природного и духовного миров. Со временем размеры картин укрупняются, а приёмы письма становятся контрастнее.

Пегас

Пегас

На рубеже 70-80-х гг. удожник тщательно отбирает свои мотивы, часто обращается к «вечным» сюжетам, восходящим к древней мифологии, – «Похищение Европы», «Кассандра»...

«Моими учителями, – считает художник, – были и остаются такие великие мастера, как Рублёв, Петров-Водкин, Пикассо и Филонов». Наследуя традиции прошлого, А. Ситников переосмысливает их на основе своей оригинальной символики. Художник долго и вдумчиво работает. Пластические качества его картин приобретают равную ценность с сюжетом. Живопись становится метафорой. Отсюда – органический сплав художественного языка, уникальность стиля А. Ситникова.

Семья

Семья

Эрос, Филос, Агапи

Эрос, Филос, Агапи

В его последних работах главенствует тема «Творец и творчество».

Появляется серия картин, посвящённых Д. Шостаковичу. Эти работы нельзя назвать портретами. Судьба, характер и личность композитора выражаются всем спектром цветов. Сталкиваются напряжённые драматичные красный, коричневый и зелёный. Уровень эмоционального восприятия возрастает не только с помощью цвета, но также жестов, «быстро летящих» музыкальных знаков, таинственных цифр и «магических» букв.

Год «33»

Год «33»

Картины, посвящённые великим музыкантам XX века, отражают не только их личную судьбу, но и время – хаос XX века, его взлёты и падения. Здесь жизнь и смерть – антиподы, выраженные нервными экстатическими «всплесками» персонажей и трагически прерывающимися цветовыми вибрациями. В этих работах образы воспринимаются как символы времени.

Бабочка

Бабочка

А. Ситников неоднократно награждался международными призами, а в 1986 году был одним из первых русских художников, с большим успехом принявших участие в международном аукционе «Сотби».

Людмила Кандалова

Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:

В поисках блистательного прошлого

Это честное имя... Морозовы. Монолог «старого» русского

Поучительные истории, собранные близ метро «Тульская». Из Пятой русской книги для чтения

Крик в защиту человечности. Вечная тема Александра Ситникова

«Социум»-галерея

МОСКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ