Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

Космическое оружие +. Планетарное мышление

Автор рисунка: И. Смирнов
Автор рисунка: И. Смирнов

Успехи мирной дипломатии разных стран в большинстве регионов планеты, внутренние катаклизмы в едва заявившем о себе СНГ, хлопоты по валютно-товарным вливаниям и припаркам его экономике стушевали остроту чисто военных проблем будущего. Смягчили их, но не устранили.

Не забываем ли мы об этой неустранённости? И если да, то не легкомысленность ли это? Ведь не стала же проблема безопасности того или иного государства, региона, как и мира в целом, саморешаемой проблемой?

Материалы, опубликованные в журнале «Полис», кажется, дают ответ, как можно использовать нынешнюю мировую ситуацию для создания системы глобальной безопасности человечества.

«Бриллиантовое» ожерелье Земли или удавка?

Понимание недопустимости ядерного конфликта сделалось в 80-е годы одним из важнейших элементов общественного сознания цивилизованных стран (1). Следовательно, человечество должно отказаться от оружия, необходимого для ведения такой войны?

Однако проблема полного запрещения и уничтожения ядерных вооружений не только не проста, но и многослойна. Во-первых, существование паритета США и СССР в этой области стимулировало выработку осторожных стратегий во всех международных противостояниях (пример тому – почти полустолетие мира в Европе). Во-вторых, вопрос, как сделать ракету с ядерной боеголовкой, сегодня не представляется секретом для многих стран.

А через некоторое время запуск такой ракеты в сторону Москвы, Нью-Йорка, Токио или какого-нибудь другого города не будет серьёзной технической проблемой даже для иной группы лиц с деньгами. В-третьих, трудно представить себе те механизмы, которые позволили бы мировому сообществу решить проблему нераспространения ядерного оружия, если бы оно само его лишилось.

Панацеей от ракетных напастей сегодня многим видится создание национальных вариантов системы СОИ. Сегодня, когда государства, составлявшие прежде Советский Союз, переживают беспрецедентный политический и экономический кризис, проблема СОИ отошла как бы на второй план. До того ль? Но кризис не бывает вечным: Россия «со товарищи» начнёт выходить из него – и все вопросы о гонке вооружений и военных технологий встанут перед ней.

Сейчас, когда рост доверия между странами стал реальностью, имеет смысл спокойно, в некотором отвлечении от забот насущных, заранее постараться найти решения, которые могли бы предотвратить новую конфронтацию и новую гонку вооружений. А перспектива нового витка гонки вооружений вполне реальна, и оснований для беспокойства более чем достаточно. Связаны они главным образом с появлением разнообразных технических новаций типа американской разработки космической технологии ПРО, изящно именуемой «бриллиантовые камешки» (brilliant pebbles).

Суть её проста. В околоземное пространство выводятся малые 40-килограммовые станции с самонаводящимися на факел реактивных двигателей ракетами. Вследствие относительной дешевизны таких объектов на орбиты их может быть выпущено десятки и сотни тысяч.

Технология «бриллиантовых камешков» абсолютно эффективна – как показали компьютерные эксперименты – против запусков единичных межконтинентальных баллистических ракет и весьма эффективна для нейтрализации массового старта МБР. Принимая во внимание стереотипы военного мышления (для нанесения того же ущерба), генералам потребуется большее количество ядерных средств. Нетрудно понять, что появление национальных систем ПРО приведёт к дестабилизации глобального баланса сил и увеличит риск конфликта, резко усилит степень недоверия между странами и вызовет в них самих усиление милитаристских настроений.

Сам факт появления такой программы уже есть дестабилизирующий фактор. Как всякое техническое изобретение, технология «бриллиантовых камешков» однажды может быть применена. Но нельзя ли, используя возможности проекта, превратить изобретение этой технологии из причины, вызывающей неустойчивость мировой обстановки, в источник её стабильности?

Мир «в ожидании Годо», или Кто кого?

Одним из наиболее опасных дестабилизирующих факторов в отношениях между людьми, и особенно между государствами, была и будет неверная оценка целей, намерений, мотивов (в том числе и собственных). На эти оценки неизбежно влияет общественное мнение, сотканное из сообщений средств массовой информации и традиционных стереотипов миропонимания. Подозрительность друг к другу, культивировавшаяся десятилетиями, лишь усиливает дестабилизирующий характер проекта.

В конфликтных ситуациях, когда истинные возможности противоположной стороны точно не определены, естественно ориентироваться на наихудший вариант прогноза. В случае возможных разногласий (пусть временных и вызванных случайными причинами) США в интересах собственной безопасности, под угрозой применения «бриллиантовых камешков», могут потребовать от СНГ или России предоставления информации о каждом космическом запуске и проведения необходимых инспекций, сами оставаясь вне контроля.

Одна вероятность такого сценария уже достаточный стимул для начала исследовательских и конструкторских работ по созданию нового поколения ядерных средств, способных преодолевать космический щит. Этот путь сравнительно дешёв и технически уже сегодня выполним.

В результате – новый виток гонки вооружений на качественно ином и, следовательно, более опасном уровне.

Значит, сама по себе технология космической системы ПРО не даст искомого решения. Необходимо начать серьёзные переговоры о создании единой общепланетарной службы космической безопасности под эгидой ООН, о статусе и структуре её национальных составляющих.

Земное око на околоземной орбите

Любое техническое или технологическое изобретение – это двуликий Янус. Если оно используется без понимания перспективы, в корыстных, корпоративных или иных узких интересах, то становится неизбежным злом. Та же идея «бриллиантовых камешков», будучи атрибутом национальной политики, нарушает хрупкое политическое равновесие на планете.

Но может ли быть по-другому? Может, если эта идея воплотится в один из элементов общепланетарной системы коллективной безопасности, которая более или менее успешно будет предотвращать опасные последствия не санкционированных обществом пусков ракет, шантажа, террористических актов и т. п.

Последнее – чрезвычайно важная проблема и её значение в развитии планетарного сообщества будет расти по мере совершенствования техники и всё большей доступности ядерных технологий.

Необходимость общепланетарной космической системы с полицейскими функциями стала очевидна. Но проблема заключается не в том, «как наказать?», или даже не в том, «как предотвратить?», а прежде всего в том – «как узнать?» Узнать, что происходит на планете и предвидеть опасности.

Политическое руководство стран должно считаться с консерватизмом общественного мнения. Традиционное недоверие к «другим», к «чужим», к соседям, проще говоря, значительно ослабляется хорошей информированностью народов друг о друге. В этом контексте функции общедоступных международных космических информационных систем наблюдения за земной поверхностью далеко выходят за рамки борьбы с космическим терроризмом.

Эти международные системы под эгидой ООН могли бы принять на себя все те функции, которые выполняют теперь разведывательные космические системы СНГ, США и других стран. Передача таких функций от национальных структур планетарному сообществу даст людям всех стран чувство взаимной безопасности и доверия, будет способствовать формированию планетарного мышления.

Франция, Италия, Испания, ЮАР, Индия, Япония, Германия предпринимают усилия по созданию собственных космических разведывательных систем. Для них участие в международном проекте окажется очень выгодным. Однако такая коллективная разведывательная деятельность осуществима лишь в случае, если новое мышление будет не просто декларацией.

Международный, дипломатический аспект проблемы создания общепланетарной космической системы, которая одновременно выполняла бы полицейские, разведывательные и мониторинговые (экологический контроль) функции, необычайно сложен.

И прежде всего потому, что осознание необходимости подобных коллективных действий, меняющих само представление о суверенитете, а также понимание их неизбежности, которое возникнет как следствие общепланетарной парадигмы нового мышления, ещё очень далеки от того, чтобы сделаться естественной составляющей новой морали, подобно пониманию заветов Нагорной проповеди и всей той извечной Правды, которую люди воспринимают уже тысячи лет и, даже отступая от нее, неизбежно к ней возвращаются снова.

Создание космической системы не столь уж безнадёжное дело, как может показаться, если, например, Россия и США договорятся об организации её под контролем ООН. Тогда начнут действовать законы «рынка» – другим государствам будет элементарно невыгодно не стать её участниками.

По материалам журнала «Полис»

***

1 – Риторические экзерсисы новомодных политиков суверенных держав, осколков бывшего Союза, как и сногсшибательные откровения насмерть бьющихся за подписку газет на темы ядерного кулака при решении таможенных споров, – симптом нашего расставания с духом цивилизации.

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

«Зоон политикон» и свобода союзов

Роман Николаевич Редлих

Десоветизация по-советски: интерпретация

Встречный абсурд (Драма в трёх актах с прологом, эпилогом и альтернативой)

Космическое оружие +. Планетарное мышление