Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8(51) 1995 год

Конец света (разума): от АУМ до АОМММ

Автор рисунка: А. Меринов
Автор рисунка: А. Меринов

Пора признать, что к появлению на свет Божий из своих глубин десятков тоталитарных сект Россия была не готова. Они показались нашим согражданам принципиально новым явлением, тогда как все их приметы уже наличествовали в южнорусских сектах конца прошлого столетия. Киевские психиатры оставили нам всестороннее их описание.

Сборник материалов «Психопатическая эпидемия 1892 года в Киевской губернии» (Киев, 1893) сегодня выглядит сводом сбывшихся пророчеств. Прошло ровно сто лет. Это наводит на почти мистические соображения о цикличности психических эпидемий, тем более что совпадения далеко не ограничиваются внешними признаками.

В конце XIX века на Украине существовала секта малеванцев, называвшаяся так по имени крестьянина Кондратия Малеванного, у которого обнаружились все черты паранойи на почве юношеского алкоголизма.

В юности пророк пил и допился до того, что предсказал конец света. Уже тогда всякий грамотный основатель секты понимал, что в основе его учения должна лежать мысль о близком финале мироздания. Малеванцы постоянно пребывали в эйфорическом состоянии духа, наотрез отказывались работать («всё одно помирать») и обожествляли своего вождя.

Помещение крестьянского гуру в жёлтый дом положило конец движению. Согласитесь, все эти приметы сполна возродились в двух главных русских сектах нашего времени – «Белом Братстве» (далее для краткости – ББ) и АО «МММ».

Пусть апостол Свами, София пока с нами, или...

Мария Дэви Христос, в миру Марина Цвигун, отличается от Малеванного разве тем, что предсказала конец света с точностью до минуты. Она и её пророк Юоанн Свами (по паспорту Юрий Кривоногов) шли на беспрецедентный риск. Столь конкретные предсказания требуют не менее конкретных апокалипсических событий. Что именно произошло бы в Киеве 29 октября 1993 года, не вмешайся наконец долго медлившая власть, остаётся только гадать, но Софийский собор, которому грозило разрушение, – слишком дорогая цена за любопытство.

Вполне возможно, что Цвигун и впрямь самораспалась бы на глазах своих поклонников, но куда более вероятно её исчезновение со всем имуществом секты. Малеванный был бескорыстным сумасшедшим: он не предлагал передать ему всю движимость и недвижимость сектантов, не издавал собственной газеты и не призывал передать под его эгиду всю Великую, Малую и Белую Русь. Он также не просил отдать ему под молельные дома полицейские управления Киева – этим выгодно отличался от Иоанна Береславского, главы Богородичного центра: последний не шутя требовал себе под молельню здание Лубянки.

В распоряжении Малеванного не было телевидения, по которому он мог бы показывать рекламный сериал о новой счастливой жизни своих поклонников. С технической оснасткой Сергею Мавроди повезло больше: его фирма процветала век спустя.

А мы деньги сеяли, сеяли...
Мы Мавроди верили, верили!
Что теперь воззванья и хартии?
Мы остались с носом и с партией!

Что ни делать, лишь бы ничего не делать

Мавроди и Цвигун роднят прежде всего эсхатологические сказки и приёмы тотальной обработки населения. Эсхатология – мифы о скором конце света – отчего-то становится непременным атрибутом любого сектантства, и тут есть над чем задуматься.

В эпоху катастрофизма легче овладеть умами: поднять панику, нагнать волну и в условиях всеобщей утраты ориентиров подсунуть простенькое ученьице. Цвигун прямо утверждала, что спасутся девять праведников (Малеванный не указывал точного числа спасённых).

Мавроди о конце света впрямую не говорил: в его мифе эсхатологические ожидания распространялись лишь на российскую экономику, неминуемый крах которой долженствовал погубить всех, кроме акционеров «МММ». И у Малеванного, и у Цвигун, и у Мавроди легенда о светлом будущем выглядела примерно одинаково: спасшимся НЕ НАДО БУДЕТ РАБОТАТЬ. Настанет царство бесплатного благоденствия, в котором всё необходимое будет возникать само собой из воздуха.

Электорат Цвигун и Мавроди – люди растерянные, отказавшиеся от всякой надежды спасти себя своими руками, всецело доверившиеся пастырю. Им надо строжайше запретить любые труды – иначе, чего доброго, они не впадут в безумие и не позволят манипулировать собой. Хочешь подчинить человека – отними у него профессию. В деталях легенды возможны расхождения: каждый подбирает антураж по себе. Малеванный о внешнем оформлении вообще не заботился, он всё-таки был из крестьян.

Марина Цвигун предписала своим адептам носить белое и не есть лука и чеснока. Мавроди создал целый миф об идеальном вкладчике – простом и милом человеке труда, который утратил все надежды и вдруг выплыл. Нельзя не отдать должное виртуозной разработке типажей: Мавроди предъявил народу все категории населения, которые наиболее зависимы и наименее защищены.

Пролетарий, чьё предприятие наверняка находится на грани банкротства (а поскольку Лёня – экскаваторщик, то денег у него кот наплакал. Брат его Иван вообще шахтёр из Воркуты, а как там бастуют из-за неплатежей, всем известно). Одинокая женщина, многажды обманутая страной и мужчинами. Старики и дети представлены престарелыми супругами и едва оперившимися молодожёнами. Интересно, что персонажи мавродиевской легенды вели себя примерно так, как малеванцы: их не покидала эйфория.

эМММоции эмоциям рознь...

По наблюдениям киевских психиатров, малеванцы всё время пели, плакали от счастья и ликовали без всякого повода. «У молодых всё ветер в голове», – снисходительно мурлыкал голос за кадром, когда Игорь и Юля, студенты-молодожёны, козлами скакали вокруг трёхспальной кровати «Мавроди с нами», а потом падали на неё с заливистым визгом. Точно в таком же эмоционально несбалансированном состоянии пребывали старики, Лёня с женой и братом и Марина Сергеевна, окончательно потерявшая разум от любви к своему лысеющему подводнику.

Поклонники Цвигун тоже любили попеть, но в остальном отличались от мавродистов мрачной серьёзностью: картины конца света, нарисованные пером бывшей журналистки и её мужа, оказались угрюмы. Зато уж береславцы, возглавляемые Вениамином Яковлевым (псевдоним Иоанн Береславский он выбрал в начале своей проповеднической карьеры, а до того занимался йогой и писательством), шагу не делали без истерики: судясь с ними по поводу нескольких разоблачительных публикаций, я имел случай воочию понаблюдать душевное веселие отцов Богородичного центра.

Что ни делалось – делалось в экстазе. А уж отчёты Богородичного центра о его мероприятиях в газете «Рыцарь веры» дышали таким захлёбывающимся восторгом, что куда там малеванцам. Богородичники не скупились на комплименты друг другу, а стиль их писаний был слепком со стиля Береславского – экзальтация через край, рыдания, трясения.

Сам Вениамин-«Иоанн» удивительно слаб на слёзы. (Этот симптом отмечали у своих пациентов все, кто обследовал киевскую эпидемию 1892 года.) Переход от проповеди к смеху и слезам у малеванцев был мгновенен. Иные адепты Муна, кстати, тоже не прочь взрыднуть при случае.

– Да не бери, Лёня, в голову! Поцелуй меня ещё раз, пока Рита не видит, – и у тебя такие дивиденды вырастут!

Жить с богом, или «Харе, конечно, харе г-н Мавроди!»

Главное, что отличает тоталитарную секту, – приёмы интенсивной «промывки мозгов». Поклонники Береславского по ночам вскакивали через каждые три часа послушать очередную проповедь с магнитофона. Кроме того, их держали на довольно скудной диете, ведь галлюцинации с голодухи куда убедительнее, чем на сытый желудок. Секо Асахара подвергал своих новообращённых чуть ли не суточной вибрации на специальных матрацах.

Цигун умудрилась залистовать всю Россию и Украину своими изображениями, а также газетой «Юсмалос», которая по количеству заглавных букв и восклицательных знаков на единицу газетной площади может соперничать разве что с изданиями патриотической оппозиции.

Мавроди наводнил экран своей рекламой, которая отчасти и спровоцировала скорый крах его фирмы: «МММ» стало так много, что критическая масса была достигнута задолго до реального финансового кризиса. Обстановка накалилась, что-то должно было произойти. Но в этой тотальной обработке наличествует существенный нюанс: основателю секты немедленно делегируются все полномочия Господа Бога.

Без обожествления сектанта номер один ни одна тоталитарная секта невозможна – и в случае Мавроди мы это наблюдаем вот уже второй год. Интервью Елены Мавроди, жены финансового гения, так и называлось: «Интересно жить с Богом».

Мавроди прекрасно понимал, что пророку камни необходимы в имиджмейкерских соображениях. Вовремя изъять из обращения акции, которые непременно лопнут, – задача нереальная, куда проще своевременно изъять из обращения самого себя. Я от души сочувствую всякому заключённому в Отечестве, но не могу не признать, что на конфликт с властями Мавроди шёл вполне осознанно.

Самораспятие главы «МММ» сняло бы все проблемы с выплатой дивидендов, но до цвигунских высот театральной жертвенности Мавроди не поднимался. Он дразнил власть и едва ли не в открытую провоцировал свой арест по вполне ничтожному поводу – налоговые проблемы. Если бы Мавроди не арестовали, объяснить стремительное падение стоимости акций было бы нечем.

Если бы Марину Цвигун не упекли в киевскую каталажку, боюсь, ей нечем было бы мотивировать несостоявшийся конец света. Ей помешали устроить кранты всем и спасение вернейшим. Из заявлений пресс-секретаря Мавроди известно, что если бы глава «МММ» не был арестован – только что яблони на Марсе не зацвели бы в ближайшее время.

Мавроди наверняка хорошо изучил опыт своих сектантствующих предшественников: так, его пресс- служба свозила на Кипр три десятка журналистов – отдохнуть пару суток и попить коньячку с видом на море. Мун в начале своей всероссийской деятельности тоже вывозил студентов за рубеж, дабы молодые люди тотчас почувствовали себя обязанными, – но несколько переоценил благодарность наших молодых людей. Ездить мы ездили, но пропаганды Муну в России не делали.

Ты – мне, я – тебе, или...

Однако самый существенный аспект мифа, который роднит «МММ», ББ, Асахару, принципиально отличает все названные организации от секты малеванцев. Я говорю о вкладывании денег в спасение души. Сам по себе принцип «Несите ваши денежки» не нов – Буратино тоже верил, что из зарытых в землю червонцев вырастет дерево с купюрами вместо листьев. Но в современной России призыв «Возьмите всё и отдайте мне» пользуется безусловным успехом как одна из модификаций советских идеологем.

Дело в том, что тоталитарный и посттоталитарный человек одержим главным вопросом: во что себя вложить, куда себя деть? Просто жить этот человек не приучен. Он приучен вкладывать – время, деньги, здоровье – в нечто сверхзначимое, неизмеримо большее, чем его собственная личность или семья.

Вот почему АО «МММ» возникло как нельзя более вовремя: подавляющее большинство населения подспудно жаждало быть обманутыми. Лишь бы появился конкретный обманщик, на которого можно свалить все беды. Мария Дэви Христос принимала денежные, имущественные вклады и посильное служение.

Дивиденды были высокие – загробная жизнь, спасение от катастрофы, праздность. Мавроди брал только деньгами, дивиденды обещал поскромней – только праздность и мелкие удовольствия вроде сапог жене или поездки в Штаты, но принцип, лежащий в основе деятельности «МММ» и ББ, один и тот же. Отдай мне своё. И тебе воздастся...

Формула «Мы сидим, а денежки идут», удачно найденная «Теле-Маркетом», не так-то проста. Постсоветский обыватель принципиально НЕ ХОЧЕТ знать, каким образом «работают» его деньги. Он прячется от конкретной информации. Ему нужно подобие религии: надежда на то, что кто-то могучий знает, как надо, и действует в соответствии с этими представлениями.

Наши люди испытывали почти облегчение, вложив в АО «МММ» свои средства, которых кое-кто больше в глаза не увидел. Пусть отняли, пусть не вернули. Зато теперь не надо думать, что с ними делать. Утешительно только то, что ни одна тоталитарная секта в истории человечества не просуществовала дольше пяти лет. Тому порукой Джонстаун, Богородичный центр, ББ, АО «МММ», асахаровский АУМ и т. д.

* * *

Интересно, что в числе причин эпидемии 1892 года киевские врачи называли Крымскую войну, за сорок лет до того опустошившую юг России, выбившую генофонд нации. С ума сходили дети войны, выросшие без отцов, в голоде и неустроенности. Их безумие было одним из симптомов вырождения.

Совпадает всё: годы – 90-е (XIX и XX веков), люди, состояние умов.

В 1892 году Малеванный сел в жёлтый дом. Сектанты после кратковременного лечения вернулись к труду. А через двадцать пять лет...

Андрей Гамалов
Из еженедельника «Собеседник»

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

Популярная конфликтология – азбука успеха

Конец света (разума): от АУМ до АОМММ

Симптом России: головокружение от слова... «дивиденты»

П. Телепнев