Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №6(49) 1995 год

Как в старину подарок от взятки отличали

Со взяточничеством в нашем отечестве боролись издавна: уличали, пороли, случалось, казнили особо зарвавшихся. Но при этом оставалась одна юридическая неясность, закавыка:

Как отличить на Руси подарок от взятки?

В Толковом словаре Даля слову «взятка» дано одиннадцать (!) определений, из которых самое созвучное современности такое: «Плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело». Но плата – категория естественная. Она во всём мире вручается за товары и услуги по установленным ценам и на равных для всех основаниях. А вот подкуп – преступное деяние, во все времена осуждавшееся общественным мнением и Его Величеством Законом, и «получательная» сторона, взяточник, традиционно именуется как «продажный человек». Впрочем, эти соображения не ответ, а всего только «информация к размышлению»...

Брали ли самодержцы?

Бывало, сами цари принимали как должное дары за действия отнюдь не противоправные, продиктованные заботой о пользе державы.

В 1754 году, между прочим, по представлению Сената, Елизавета Петровна высочайше утвердила указ об уничтожении семнадцати видов внутренних таможенных сборов, которые основательно сковывали торговлю, и увеличении более чем в 2,5 раза пошлины на границах и в портах. Эту меру российское купечество приняло с великой радостью и в знак признательности решило преподнести императрице скромный дар – алмаз в 56 каратов ценою в 53 тысячи рублей, 10 тысяч золотых и 5 тысяч обычной монетой.

Но цари есть цари. Кто осудит подданных за проявление лояльности к монаршей власти? (В нынешнем веке, например, открывали выставки подарков, поднесённых товарищу И. В. Сталину.) Их в мелочной корысти не упрекнёшь, к взяточникам не отнесёшь. Иное дело – местные управители, чиновники всех рангов и инстанций.

Пирамиды вечны. Литография XIX века

Пирамиды вечны. Литография XIX века

Почему брали слуги царские?

Так уж сложилось, что на протяжении многих столетий русский человек привык смотреть на госслужбу как на средство кормления (в современном просторечье – «кормушка»). Эпохи летели: в санкт-петербургской империи вместо архаичного слова «кормление» появилось «жалованье», то есть тебе кто-то свыше выплату «жалует», а не сам ты её честным трудом добываешь; в годы РСФСР/СССР пришло казённое «зарплата», но привычка видеть во власти средство «наесться» оказалась сильнее всех властей, с коррупцией боровшихся.

Видимо, понимая, что даже царской плетью обуха предрассудков не перешибёшь, Пётр I карал за казнокрадство, а на взятки закрывал глаза. Почему? Такая непоследовательность объяснялась соображениями исключительно гуманными: мол, отягчённое войнами государство не может обеспечить надлежащим жалованьем всех своих служащих, а потому допускается некоторым должностным лицам самостоятельно «кормиться от дел».

Идеи великого царя-реформатора в последние годы были творчески развиты, с учётом новейшего опыта советской власти и «перестройки», Г. X. Поповым. Суть его высказываний сводилась к мысли, что получение от заинтересованных частных лиц дополнительного «вознаграждения» за осуществление чиновником действий или услуг, за которые тот получает слишком малое жалованье, в общем-то правомерно, надо бы только свыше регулировать этот процесс и чуть ли не облагать налогом.

Суждения такого рода весьма уязвимы с точки зрения морали и «мнения народного», которых никакие ссылки на «естественность» не могут отменить. Так и идут парой осуждающие и осуждаемые по разные стороны одной дороги истории, и вместе им не сойтись.

Одолеет ли «ржавчину коррупции» «смазка госмеханизма»? (Из рецептов Екатерины Великой)

Если одни брали, потому что им не хватало на жизнь, то другие, рангом повыше, исправно требовали «своё» и охотно получали «дары», вовсе не бедствуя...

Льва узнаёшь по когтям – молодая императрица Екатерина II, не пробыв на престоле и двух месяцев, в указе от 18 июля 1762 года определила: «Мы уже от давнего времени слышали довольно, а ныне и делом самым увидели, до какой степени в государстве нашем лихоимство возросло: ищет ли кто места – платит; защищается ли кто от клеветы – обороняется деньгами; клевещет ли на кого кто – все происки свои хитрые подкрепляет дарами».

Особое возмущение вызвали те, которые «мздоимством богомерзким превращают клевету в праведный донос, а иногда нищего делают богатым, а богатого бедным».

Чтобы преодолеть это зло, попытались, как бы теперь сказали, создать материальную базу для ликвидации поборов: правительство ввело пенсии чиновникам за выслугу лет, повысило им жалованье и предписало выплачивать его регулярно (!). Но предложенные меры оказались малодейственными, поскольку кормление от дел приносило доходы, намного превосходящие даже размеры обещанных выплат.

И в целом они не могли стать панацеей. Получался замкнутый круг: чем больше берут, тем больше надо платить, чтобы не брали; но тогда же выходит, что взяточники сами «назначают» себе величину жалованья: чтобы больше платили, нужно больше брать, и так до полного банкротства государства? Всё по пословице: дай душе волю, захочется и поболе.

Что делать?

Слов нет, обидно становится за многовековую российскую историю – так и не сотворили у нас толковых, действенных законов, способствующих искоренению коррупции. Юристы ломают копья и головы, народ мрачно констатирует: «Рука руку моет», «Мзда глаза дерёт, дары и умных ослепляют»... Сегодня ситуация с поборами откровенно ужесточилась: к государственному рэкету прибавился уголовный, и чем дальше, тем мудрёнее понять, кто где.

Ну и зачем же, спросит уважаемый читатель, все эти ретроспективные заметки? Как раньше было: придёшь к иному воеводе или судье без подарка – дюжие охранники «проводят до ворот в шею», – так и сегодня: может и без рукоприкладства обойдётся, но без «смазки» дело не шелохнётся с мёртвой точки. Да и рынок, «дикий» или «управляемый», строится на купле-продаже, так что же плохого, если «человек хорошо себя продал»? Чего же возмущаться: не рабов продаём, самоторговлей промышляем?..

И всё-таки экскурсы в отечественную историю не так уж бесполезны. Может, лишний раз обратят они внимание честных россиян на проблему. Ведь не только брали, кто-то и задавался вопросом: что делать?

Александр Чистов
Дайджест по публикации
в «Мегаполис-Континент»

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

«Азы и буки» спора (популярная конфликтология)

Илья Даньшин говорит вам «Здравствуйте!»

Социум-галерея

«Чинные трагедии»: «Хочу быть негром!» и др.

Как в старину подарок от взятки отличали

Что надо знать тем, кто хочет «купить» чиновника в Штатах (...и не только им)

Искусство взятки и жизнь