Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №3(15). 1992 год

Из далека

Фотоплакат А. Колосова
Фотоплакат А. Колосова

Автор материала: Александр Минкин

Что делать? Кто виноват? Кто последний? Популярные вопросы

Представьте: идёт отряд, и – в белом венчике из роз впереди Исус Христос. Безразличен род войск: солдатики, матросики или другие братишки. Важно правильно понять картину. Не Христос ведёт. Христа ведут.

И не далее, как до ближайшей стенки.

За такое проникновение в поэзию «дока» 30 лет назад получил два балла и приказ вызвать родителей (это про меня). А был оттепельный 1961-й.

Логически рассудить: когда это праведники бегали по ночам во главе вооружённых отрядов? Ночь – время заговорщиков и убийц. Не Христово это дело. К тому же Блок, в отличие от советских школьников, знал, что большевики священников расстреливают пачками. Но поэзия не может сказать: проводили в последний путь. Поэзия говорит: ведут на последний редут!

Школьные программы не изменились. Косметика не в счёт. Откройте любой учебник, под румянами редактуры отчётливо видна мокнущая экзема «Краткого курса». Но теперь пахнет (1) не только серой, а ещё и тухлятиной. Как ни бальзамируй, но за 70 лет даже мумия портится. В нашем-то климате. Добавлю: египтяне к своим мумиям экскурсии не водили. Напротив, старались спрятать и забыть куда, а посему не нуждались ни в подкраске, ни в замене увядших членов.

Не могу без смеха думать, что заголовок «Как нам Реорганизовать РабкРин» придумал человек картавящий.

Другой великий так вжился в ненавистный персонаж, что, на минуту оторвавшись от бесконечного колеса, соорудил заголовок «Как нам обустроить Россию».

Конечно, бес (или Фрейд) попутал. Но бес не бессмысленно лукав. Структура фразы отражает структуру мышления. Полное совпадение структуры – знак, что и результат будет тот же. Каково будет, если, чего доброго, начнут воплощать Исаича, как воплощали Ильича.

Когда автобус летит в пропасть, не надо ничего обустраивать и реорганизовывать. В такой момент вертят руль только комические персонажи мультфильмов. Пока не долетишь до дна, не стоит махать руками, лучше сгруппироваться. Говоря по-русски: напрячься и втянуть голову. Поза, согласен, получается негероическая. Но в нашей истории уже было столько героизма, что можно на какое-то время сделать перерыв. Герои-то и отправили нас в этот полёт. В одиночку геройствовать скучно, надо непременно массы увлечь. У них это называется «овладеть массами». Признаться, у меня и массы моих знакомых нет никакого желания, чтобы нами опять кто-то овладел. Групповое изнасилование наизнанку: один массу.

Ничей портрет носить не хочется. Хочется законодательного запрета на таскание портретов по Красной площади. Поверьте не мне, поверьте собственному опыту: эта беготня с портретами любимых вождей портит нашу жизнь неизмеримо сильнее, чем вся похабщина на заборах. А поскольку сами от этой привычки мы отстать не можем, то и нужен запрещающий закон.

И ещё. Немедленно, Указом Президента России, президента Татарстана (а также Малыя, Белыя, Нижних Мхов и Трёх Мостов) прекратить производство болванов. Отменить школьную программу, НЕ ДОЖИДАЯСЬ НОВОЙ. Все идеологические и идеологизированные предметы (историю, литературу...) изъять. Изъять буквари, обучающие первоклашек грамоте на таких примерах: «Наша страна – Родина социализма», «Москва – столица социалистического лагеря» и т.п.

Читать и писать (до возникновения новых учебников) следовало бы учить по сказкам Пушкина и Толстого. Освободившиеся от идейных предметов часы занять максимальным изучением языков и чтением вслух классической литературы, запретив (увы, этот запрет необходим) учителям комментировать «Евгения Онегина», «Войну и мир» и т.д. с точки зрения классовой борьбы, лишнего человека, близости к народу и пр.

Возможно, я ошибаюсь. Возможно, следует делать что-то иное. Но как подумаешь, что миллионам детей с 1 сентября опять начали пудрить мозги... Да не пудрить – заливать свинцом!..

Я глубоко сочувствую учителям: винить их или предъявлять какие-либо претензии – глупо. Но они же в большинстве своём ничего другого не знают, как в образе Онегина Пушкин хотел показать... И остановить это надо немедленно.

Находясь вдали от событий, невольно видишь их в искажённом свете. Будь я в Москве, не удержался бы – побежал скидывать Феликса. Хоть не могу назвать себя любителем делать то, что разрешено. Но, пребывая в Швейцарии, колыбели русской революции, и наблюдая местные обычаи, начинаешь думать, что надо убирать урожай, а не памятники. Картошка-то опять сгниёт. А памятники постоят до зимы – не убегут.

Как-то раз, когда все были ещё на свободе, я спросил посла Швейцарии в СССР:

– Как Вы думаете, господин посол, как узнать, сколько у Лукьянова денег в Швейцарском банке?

Посол смутился, но не удивился:

– О, это трудно узнать. Они (он не сказал, кто они. – А.М.) делают это тайно, через третьих лиц, через фиктивные совместные предприятия. Это такой же случай, как с деньгами Маркоса. А банк не скажет, он может и не знать.

Досадно.

Всякий раз, как братья по коммунистическому разуму теряли власть (Хонеккер, Живков, румынский этот, забыл как звать... Чаушсс- ку...), выяснялось, что они преступники. Попросту – воры. И всякий раз невольно думалось: ежели младшие братики таковы, каковы старшие?

Скоро узнаем.

Обидно другое. Они не деньги у нас украли.

Они у нас жизнь украли.

С сумасшедшей откровенностью было сказано: призрак бродит по Европе. Всего-то и надо перекреститься – он и рассыпется. Потому и уничтожали религию. 70 лет под вампиром никакому Хичкоку не снилось. И всех школьников заставили учить 4-й кошмар Веры Павловны. И по сей день учат.

Около года назад Александр Яковлев (архитектор перестройки) сообщил миру, что узнал об ужасах коммунизма (или коммунистической идеологии? – точно не помню).

Как узнал?! От кого?!

А лучше спросить: где был раньше? Как надо зажмуриться и оглохнуть? А если смог так невменяемо жить, теперь – поняв – иди в монастырь.

Верим, верим, что искренне заблуждался, как и многие заблуждались. Но если прозрение приходит точно в тот момент, когда это безопасно и выгодно? Если прозрение наивных вождей кажется циничному народу способом остаться у власти? Тогда искренний идёт в монастырь, а умный – в отставку.

Кем же можно считать того, кто так долго, так ужасно заблуждался?

Ярчайший случай: гениальный Ленин, повернувший к НЭПу. Шофёр (средь бела дня!) на всём ходу вмазал автобус в бетонную стенку, половина убилась, половина покалечилась. Но мотор чудом, ещё кое-как работает.

– Теперь, – говорит шофёр, – я знаю, что делать! Надо на дорогу поворачивать!

Гениальный шофёр, не правда ли?

А вмазал-то средь бела дня. И знаки стояли.

***

1 – Справедливо обруганный всеми за языковые похабства, говорю теперь «отряд», а не банда, «пахнет», а не разит... Надеюсь на читателей: подставляйте вместо моих вялых ваши привычно употребляемые слова.

Ещё в главе «Наука - политика - практика»:

О научном мировоззрении

Чтобы не бояться будущего...

Из далека