Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №12. 1991 год

«…иду сказать людям, что они сильны и могучи»

Этюд о русском композиторе и мыслителе, творце Мистерии Александре Скрябине, родившемся в день Рождества Христова лета 1871/1872

Люби жизнь всем своим существом, и ты всегда будешь счастлив. Не бойся быть тем, чем ты хочешь быть, не бойся своих желаний. Не бойся жизни, не бойся страданий, ибо нет выше победы над отчаянием. Ты должен быть всегда лучезарен.

Александр Скрябин

О нём написано много: оставлены воспоминания современников, близких ему людей, творчество его подробно исследуется специалистами. Однако в этом очерке мы, опуская биографическую канву жизни этого человека, попытались коснуться внутреннего духовного мира его.

Жизнь Александра Николаевича Скрябина проходила на стыке двух эпох. Российская империя конца XIX – начала XX века поражена тяжёлым недугом. Умные, да и просто порядочные российские люди остро переживают трагизм безвыходных усилий преобразовать страну традиционными средствами.

Почти физически ощущается ужас грядущей катастрофы. И вот бессилие попыток социальных перемен вызывает смещение акцентов и перенос творческой энергии в литературу, философию, искусство. Именно в духовности видится надежда и возможность преображения жизни. Русское самосознание выплёскивается из тесных рамок конфессиональной ограниченности и устремляется вверх, к Космосу.

Русская душа, чья форма порождена бескрайностью пространств Отечества, сливающихся на горизонте с бесконечностью небес, взыскует высшего. Возрождение некогда утраченного чувства единства человека и космоса, ощущение всемирного братства в пределах нашей маленькой Земли даруют миру целую плеяду русских космистов: Тютчева и Вернадского, Вячеслава Иванова и Флоренского, Чюрлёниса и Фёдорова, Циолковского и Скрябина.

Александр Николаевич Скрябин – это сгусток солнца, запаянный в капсулу звука, жидкий огонь, низвергающийся музыкальными каскадами. Но где тот источник, давший силы гению? Что влекло его к недоступным вершинам мастерства?

Предлагая свой ответ на эти вопросы, мы нисколько не претендуем на абсолютную истину.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»

Чтобы лучше понять мироощущение и мировоззрение Скрябина, необходимо обратиться к юношескому периоду его жизни. Щедро одарённый от природы мальчик являл натуру тонкую и чувствительную, открытую всему светлому и высокому. И не случайно ранний период его творчества окрашен влиянием романтиков – сначала Шопена, позже Листа, затем Вагнера.

Музыка молодого Скрябина безусловно связана с его философскими воззрениями, в которых обнаруживается талант мыслителя. Юношу более всего привлекали весьма популярные в то время теософско-оккультные чтения.

Он жадно впитывает идеи абсолюта и всеединства, микро- и макрокосмоса, зачитывается работами Фихте, Шопенгауэра, Ницше, Блаватской и Штейнера. Так начал раскрываться особый склад души Скрябина, в котором удивительно сочетались субтильность телесной оболочки и огненность духа.

Человечество, согласно эзотерическим учениям (сокровенным знаниям древних), проходит определённые этапы эволюции, которая в конечном итоге ведёт к его преображению и переходу на новый уровень – уровень космических цивилизаций. Идея преображения человечества, мессианского служения ему захватывает душу впечатлительного русского музыканта. Лирик превращается в пророка, буквально по пушкинскому тексту:

И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей...»

«Угль» воссоседствовал с «сердцем трепетным», которое было оставлено впрок, а мечта его, ещё во многом неясная, расплывчатая, требовала конкретного воплощения.

Знакомство с написанной в 1895 году известной книгой Эдуарда Шюре «Великие посвящённые» окончательно расставило все точки над i. Сказание об Орфее – властителе душ и создателе священных мелодий – захватывает Скрябина.

Сын Аполлона и жрицы появился на свет, чтобы исполнить орфическую миссию, или «исцеление светом». «Животворящий гений священной Греции» подарил смертным лиру о семи струнах – ключ к овладению тайной вселенской гармонии.

И Скрябин понимает – он должен даровать людям небесные гармонии, пробуждающие и влекущие человеческие души в неизведанные пространства Вселенной. «Из жизни его исчезли сомнения, он теперь знал, для чего послан в Мир, – для создания Мистерии, и из его искусства как-то сразу, внезапно исчезли трагические и мрачные краски. Оно (искусство – Ред.) говорит нам с этой поры об одном и только об одном – о великом Экстазе, о великом Празднике мира, который он нам даст; оно всё делается приподнятым, светоносным, озарённым, пронзительным», – писал близкий друг композитора, философ и музыковед Л. Сабанеев.

Скрябину было дано многое познать, многое осуществить и ещё больше прочувствовать. В своих дневниках он пытается сформулировать своё понимание бытия как вселенской истории роста человеческого сознания до всеобъемлющего Божественного Разума. Момент этого переживания он и называл экстазом.

Томление духа его высокоэмоциональной натуры вызывало мистические переживания. Внутреннее озарение, своего рода перерождение, позволяло ему отождествить свою суть с творящим Духом Вселенной, а микрокосм своего «Я» расширить до макрокосмоса и в полной мере осознать свободу творчества. Первая соната, созданная им в 1893 году, исполнена (и здесь это патетическое слово уместно) величием натуры молодого композитора.

Связанное с болезнью «переигранной» правой руки мучительное отчаяние, которое пережил Скрябин, и победа над недугом вложили в его уста слова: «Благодарю Тебя за все ужасы Твоих испытаний, Ты дал мне познать мою бесконечную силу, моё безграничное могущество, мою непобедимость. Ты подарил мне торжество. Иду сказать людям, что они сильны и могучи».

Страницы партитуры "Поэмы экстаза"

Страницы партитуры «Поэмы Экстаза»

Цель – преображение человечества

1899–1901 годы стали поворотными в жизни композитора. Он постиг магическую силу искусства, ощутив себя посвящённым в её великие тайны. Музыка для него стала звуковым заклинанием и, через откровение, – самым сильным методом познания.

Погружаясь в глубины сознания, он находит новые звуки, новые формы воплощения музыки. Скрябин – весь порыв, импульс, нерв – доказывал, что только пробудившийся дух становится деятельностью, высшая точка которой (помните, мы уже говорили об этом) – экстаз.

«Поэма Экстаза» – ещё одна ступень на пути к Мистерии. Композитор сам пишет к ней тексты. Сцены противостояния «жаждой жизни окрылённого» Духа силам Мрака сменяются картинами свободного парения Духа-победителя... А в дневнике появляется запись: «Я начинаю свою повесть, повесть мира, повесть Вселенной...

Я пришёл поведать Вам
Тайну жизни.
Тайну смерти.
Тайну неба и земли».

Он достигал вершин духа. С этих вершин человечество выглядит безнадёжно погрязшим в мире дальнем, его очищение возможно только божественным огнём – Агни. Преображение рода людского – такова цель новообращённого мессии...

Заметим, что Николай Бердяев, оценивая состояние общества того времени, писал: «Никогда ещё так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда ещё не было такой жажды перейти от творения произведений искусства к творчеству самой жизни». Этой жаждой был захвачен Скрябин.

Цель сотворения Мистерии подобно молнии пронзает всё его творчество, его жизнь. Он отчётливо представляет, сколь трудновыполнима эта задача, однако колебания чужды этому человеку: грандиозность намеченного придаёт ему больше силы.

А. Скрябин за роялем. Рисунок Л. Пастернака

А. Скрябин за роялем. Рисунок: Л. Пастернак

В «Прометее», поэме огня, призыв к преображению манифестирован достаточно чётко. Скрябин продолжает поиск новых форм, думая о том, чтобы «хор был не просто хором, а было нечто от Мистерии». Орган должен звучать необычно, очаровывая мистическими звучностями, а медленным темпам следует быть столь медленными, чтобы производить впечатление вечности.

Музыкальное чудо закончено и представлено на суд публики. Успех огромный. Грандиозность произведения поражает. Мощный оркестр, фортепьяно, без слов поющий хор и игра света (а использованы и эти эффекты) завораживают слушателей. «Прометей» – первое в мировой истории светомузыкальное чудо.

Предназначение всей жизни композитора и мыслителя – Мистерия – с новой силой овладевает им. Скрябин «задыхается» в мыслях и звуках, едва успевая сочинять и почти не успевая всё это фиксировать.

Поглощённый воплощением своих идей, он был уверен, что могущественная мысль создаёт мыслеформу, столь интенсивную, что, вливаясь в сознание людей, она становится способной овладеть ими.

В основу будущей Мистерии закладывались размышления о мироздании и космогонии. Она представлялась ему как панорама истории развития ЧЕЛОВЕКА, включающая процесс инволюции, то есть погружения Духа в материю, а затем – дематериализации – торжества Духа над материей.

А. Скрябин с женой и сыном Юлианом

А. Скрябин с женой и сыном Юлианом

Поэма мирозданья

Вселенная – царство законов гармонии и ритма. Это было известно ещё эллинам, заимствовавшим сию мудрость у древних египтян и передавшим её творцам эпохи Возрождения. В основе непреходящей гармонии мира – гармония звуков. Она-то и дарует порядок и красоту Космосу. Понимание этого влекло Скрябина на поиск новых звуковых гармоний.

Сферическое здание мистериального храма рисунок А. Скрябина. Этот храм по его замыслу должен быть воздвигнут в Индии

Сферическое здание мистериального храма. Рисунок: А. Скрябин. Этот храм, по его замыслу, должен быть воздвигнут в Индии

Уже в «Прометее» он полностью обновил гармоническую систему, которая больше не опиралась на традиционную тональную систему. Одновременно композитор интуитивно нащупывает пути синтеза искусств, который должен осуществиться в Мистерии: части её будут слиты в органическое целое – музыка и поэзия, священные танцы и хоры, живопись и свет, ароматы и прикосновения – всё, что воздействует на психику человека. И над всем должен главенствовать ритм – заклинатель времени.

Все различия между участниками Мистерии исчезнут: не будет ни слушателей, ни исполнителей – они сольются в едином акте соборного творчества. И свершится чудо катарсиса – наступит момент достижения полной гармонии, или высшего синтеза, момент осознания полного единства земного и небесного, тварного и божественного.

«Я пришёл спасти мир от тиранов-царей, как и от тирана-народа. Я принёс безграничную свободу и справедливость, принёс полный расцвет, божественную радость творчества», – писал Скрябин. И этот хрупкий, небольшого роста человек с пышными, ухоженными усами (да, любил ухаживать за собой), ужаленный в сердце грандиозной идеей, сидел у рояля, запрокинув голову, буравил взглядом расступившийся в страхе потолок и играл «колокола» из Мистерии. «Колокола», призывный звон которых должен был прозвучать... в Индии.

Храм Матримандир в Ауровиле (Индия), основанный великими духовными учителями Ауробиндо и Матерью

Храм Матримандир в Ауровиле (Индия), основанный великими духовными учителями Ауробиндо и Матерью

Да, он готовился к путешествию туда, где, по его мнению, рождалась мысль о Мистерии (здесь же, в России, она только проявлялась).

В Индии и должен быть воздвигнут по его замыслу мистериальный храм. На архитектурных рисунках Скрябина (он и рисовал) сохранилось изображение сферического здания, шарообразного храма. Храма, подобный которому теперь строится в Ауровиле – городе-общине, основанном великими духовными Учителями Ауробиндо и Матерью. Это здание должно быть наполнено светомузыкальным чудом, где всё – экстаз, вдохновение, полёт...

Побывать в Индии Скрябин так и не успел, но влияние индийской философии на его творчество безусловно. Изучение эзотерической литературы, особенно дорогой ему «Тайной Доктрины» Блаватской, утоляло жажду духовных знаний Скрябина, а вдумчивое чтение Вячеслава Иванова и Бальмонта, Тютчева и Юргиса Балтрушайтиса оттачивало его поэтический вкус. Композитор начинает работать над вступлением к Мистерии. Возникают эскизы совершенно оригинального произведения «Предварительное Действие», которое, по мысли автора, представляет собой как бы план Мистерии в миниатюре. Восторг творчества рождал строки:

В этом взлёте, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве;
В огненном его дыханье
Вся поэма мирозданья.

Кажется, здесь, в «Предварительном Действии», Скрябин мог уже вплотную приблизиться к осуществлению идеи синтеза искусств. Но судьба распорядилась иначе. Нам, потомкам, тяжело судить об этом произведении – Скрябин успел положить на ноты лишь малую часть. Самих записей сохранилось ещё меньше. Последние два года жизни он с перерывами работал в основном над поэтическим текстом «Предварительного Действия». Маэстро был переполнен своим творчеством, размышлял об осуществлении задуманного. А тем временем стихи вновь и вновь ложились на бумагу:

В путь, нам Святою Десницей начертанный, с грустью уходим
С тем, чтоб кошницы цветов небывалых в долинах цветущих
Жизни, Тобой излучённой, собрать и к Тебе возвратиться...
И, пройдя через светлый огонь преображенья, мы, человечество.
Родимся в вихрь!
Проснёмся в небо!
Исчезнем...
Растаем...

Звук истаивает, остаётся лишь соло светомузыкального органа, что в соловьиной трели переходит от лимонного к белому – к крещендо тишины.

Ау! (м)

«Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить своё новое катастрофическое мироощущение. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за её пределы...» – писал Николай Бердяев...

А жизнь прозрачнела, истончалась. Канонада Первой мировой войны ещё больше усилила напряжение, напряжение ожидания конца цивилизации. Хрупкость индивидуальной жизни сделалась на этом фоне особенно очевидной.

Отари Кандауров. Александр Скрябин

Отари Кандауров. Александр Скрябин

Дерзнувший подняться выше пределов

Своим утончённым умом Скрябин пытался охватить всю панораму жизни и выстроить свою концепцию миропонимания. В молодости он был дружен с философом Сергеем Трубецким, историософом и гносеологом. Позже, под влиянием Георгия Плеханова, пытался понять сущность социологической науки, но всегда оставался верен теософским воззрениям. Поиск божественной истины ещё более укреплял веру в очищающую и преображающую силу искусства. Идея, захватившая душу ещё в пору отрочества, не отпускала до конца дней. Он готовился к последнему мистическому озарению, которое, как он считал, явит ему в полноте всё таинство преображения – Мистерию. Но этого не произошло.

«Я могу предполагать, что дело, которое я задумываю, не покрывается одним существованием. И было бы смешно предполагать, что такое дело может зависеть от тех ничтожных случайностей, которым подвержено наше существование». Этим высказыванием Скрябин как бы предвидел свою смерть, наступившую безвременно, от кажущейся нелепости. А может быть, она и не так уж случайна?

Несмотря на мощь дарования, он переоценил свои силы в реализации грандиозной цели. Этот человек дерзнул овладеть тайной мироздания и преступить пределы, назначенные Провидением. Тому для Человека, видно, не настали ещё сроки.

Скрябин родился 25 декабря, в день Рождества Христова. Знал бы он, что умрёт в день светлого Христова Воскресения!

Круг замкнулся.

* * *

Известно, что Павел Флоренский называл конкретный срок – 33 года после смерти Скрябина (год 1915), когда Мистерия сможет реализоваться. Очевидно, время пока не настало. Однако преображения, причём в ближайшее время, человечеству не миновать.

Пламя радужное

Творчество Александра Скрябина – высший накал эмоций, отождествляемый с солярными структурами. Вот почему лик композитора вписан в круг солнца, а весь портрет пронизан солнечным светом. Взгляд Скрябина устремлён вверх, где высвечивается энергетический канал с изображением фигуры человека, летящей подобно ракете. Человек-летающий сможет оторваться от Земли за счёт своей высокой энергетики.

Космос дарует нам Красоту и Любовь. Его энергия направленным лучом вызывает потенцию к творчеству, делая человека созвучным высшим космическим вибрациям, и в этот момент он становится сотворцом Богу, устремляясь в высшие сферы мироздания.

Внизу рисунка (справа) изображены двусмежные квадраты. Диагональ одного из них падает на основание другого и делит их общее основание в пропорции золотого сечения – наиболее универсальной космической пропорции.

Слева – буква «С» с вписанным ликом самого солнца, каким оно обычно рисовалось на русских лубковых картинках. Этот обобщающий образ солнца выражает глубинную связь Скрябина с русской народной эзотерикой.

Три язычка пламени символизируют Агни и Тримурти, над которыми в дымке разворачивается спираль Вселенной. «...угли горящие нужны для очищения сознания, пламя радужное утверждает стремление духа», – говорила Елена Рерих. Поэтому маленькая звезда, вспыхнувшая рядом с начальной буквой фамилии Скрябина, олицетворяет просветлённую Землю, приблизившуюся к уровню великих космических цивилизаций благодаря высокой энергетике и духовности человечества.

Отари Кандауров

Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:

«…иду сказать людям, что они сильны и могучи»
Анатолий Кулинич
Скованные одной целью
ЦИТАТЫ