Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №2(45) 1995 год

И вечный кайф, учёба только снится. Черномырдин подписал школьникам вольную

Как давно, дорогой читатель, не слышали мы с Вами этого замечательного словосочетания: «С большим подъёмом встретили трудящиеся постановление правительства...» И вот наконец. Правда, не совсем трудящиеся, а пока учащиеся. И не совсем в официальной прессе, а в своей собственной газете «Глагол» (с последующей перепечаткой в «МК»). Но зато подъём наблюдается самый настоящий, и даже с оптимистическим взглядом в светлое будущее...

Разумеется, дети есть дети. И потому с неподдельным энтузиазмом у них соседствуют весёлое ехидство и молодое нахальство. Но всё в целом получается настолько здорово, что в усталых душах старшего поколения рождается робкая надежда: а может, настанет день, когда на все указы и постановления можно будет реагировать вот так? И не только детям, но и всем нам?

Что я узнал! Сам премьер-министр Российской Федерации! Черномырдин собственной персоной! Второй человек в государстве! Именно он решил заняться нашим с вами образованием. По-серьёзному, по-премьер-министровски.

Итак, ещё 31 августа он подписал Постановление Правительства РФ за № 1008. Подписал – и работает дальше. А пресса тоже молчит, будто ничего не случилось. Да и постановление маленькое-маленькое. И называется скучно: «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

Что ещё за новость? Мы кинулись в школы, а там ничего не знают и не видели. Но мы таки добрались до этого документа. И... обалдели.

Оказывается, отныне на всей территории России «образовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, учебным планом и уставом школы, без их согласия и согласия родителей».

Никто-никто, даже самый грозный директор теперь не сможет заставить нас в наказание драить его кабинет холодной водой в лютый мороз. И пусть попробует теперь училка оставить после уроков прибирать класс! Только с нашего согласия. А мы ещё очень и очень подумаем и посмотрим на её поведение.

Но читаем дальше. Теперь до пятнадцати лет никто, даже самый захудалый двоечник, не может быть исключён из школы! И не надо больше нам угрожать этой страшной карой – Черномырдин подписал, а он главнее любой педагогики.

Начальную профессиональную подготовку (то есть УПК) теперь будут проходить не все, а только желающие. Наполняемость классов – не больше двадцати пяти человек. Время и длину каникул школа с сентября по май может устанавливать сама, главное, чтобы они длились не менее тридцати календарных дней. Больше можно, меньше – никак. Всё это означает, что школа вправе выбрать сама себе время для каникул, а не придерживаться старых временных рамок.

Военная подготовка в гражданском образовательном учреждении (то есть в обычной школе) может производиться только на факультативной основе и только с согласия обучающихся и их родителей. Причём факультатив этот должно будет устраивать, проводить и финансировать то ведомство, которое в нём заинтересовано. Если Министерство внутренних дел захочет проводить в Москве факультатив по НВП, то пусть само и платит. Если, конечно, найдёт желающих ходить строем.

Годовой учебный план теперь может утверждать для себя сама любая отдельно взятая школа. Чтобы вы поняли: раньше годовой учебный план утверждался, например, в Москве, Департаментом образования. А теперь школа сама решает, сколько физики изучать в первом полугодии, а сколько не изучать во втором.

Но школа ещё и получает право самостоятельного выбора системы оценок: хоть буквенная, хоть десятибалльная, хоть вообще безоценочная. А также разрешено выбирать время аттестации (то есть можно выставлять оценки по четвертям, по полугодиям или по годам) и форму.

Рано еще предъявлять обществу последний аргумент... Рисунок А. Меринова

Рано ещё предъявлять обществу последний аргумент... Автор рисунка: А. Меринов

Там есть и ещё несколько сюрпризов, и все – приятные. А если подытожить новую информацию, то выходит, что школа получает почти неограниченные права. При наличии маленькой строчки в Законе об образовании, где сказано, что законодательным органом школы является её совет (на треть из учителей, на треть из родителей, на треть из нас с вами), начинает казаться, что школьная жизнь скоро превратится в постоянный кайф.

Правда, историки говорят, что ни одна реформа на Руси не была доведена до победного конца. Может, эта будет первой?

Мы давно ждали перемен, это известно. Но ждали ли их учителя, директора, завучи и все те, для кого школа является собственным огородом (казармой, полигоном, военной базой и т. п.)? Так что борьба будет трудной.

Но нас больше. И у нас есть сторонники. На правительственном уровне.

Гриша Пунанов

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Вечные собеседники. Над Россией смутная погода...

Учительство России на рубеже веков (материальное и правовое положение)

Страшная месть

Ещё одна из жизни российского учительства. Сегодняшняя

Дети в расколовшемся мире. Исповедальные сетования

И вечный кайф, учёба только снится. Черномырдин подписал школьникам вольную