Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

И даждь ми духа терпения...

«Крест». Автор фото: А. Гордеев
«Крест». Автор фото: А. Гордеев

Совесть. Не значит ли это слово как приобщение человека к Вести о Боге?

«Всякая душа по рождению христианка». Недавно девочка, живущая в семье, где мама вступает на путь веры, а папа иронизирует по этому поводу, спросила:

– А может быть так, что душа верует в Бога, а человек нет?!

Воистину, устами младенца подтверждается древняя мысль: человек создан по Образу Божию.

...Однажды к мудрому сельскому священнику, отсидевшему срок без вины, пришёл пожилой писатель, за чьей спиной был фронт, и, горячась, стал убеждать, что надо «бороться за свободу».

– Какую свободу, сынок? – спросил священник.

– Ну, как же?! За политическую, гражданскую, свободу совести, наконец.

– Так ведь уж Господь даровал нам свободу, сынок, – кротко сказал иерей.

– Какую? – в изумлении воскликнул писатель.

– СВОБОДУ ОТ ГРЕХА, сынок...

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», – так определил Спаситель. Для добра или для зла свиваем мы гнездо в своей душе, иначе говоря, в чём наша вера? А в чём, в самом деле, если каждому из нас спросить себя?

В чернобыльских событиях можно увидеть подобие возмездия греховной земле, открывшееся Иоанну Богослову в Откровении. Будто уже вострубил над нами Третий Ангел, «и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «Полынь» (по-украински «чернобыль». – А. Ч.); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Днепровская вода Крещения поплатилась за гордыню людей, всё ещё возводящих «вавилонские башни» АЭС. И только ли днепровская?

Землетрясение в Армении сотрясло земли от Закавказья до Средней Азии. Восстание природы словно копировало безумие восстания народов друг на друга. Симптом преддверия конца света. Не подобный ли тому, который предрекает Христос, по свидетельству евангелиста Луки. «Тогда сказал им: восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба».

Помните вопрос девочки: душа верует в Бога, а человек – нет? Во что же верила, где была душа тех, кто по казённой указке разрушал Храм?! Ныне, слава Богу, восстановление? Да, русские церкви вослед за Христом приняли позорную казнь и вот теперь воскресают. Как две тысячи лет назад в Египте, Сирии, на Апеннинах, как тысячу лет назад на Руси, продолжается крещение людей в христианскую веру. И это важнейшее доказательство незыблемости, неистребимости искры Божией в людях.

Богоносному народу, как величали русских, нужно понять, как произошло, что на семьдесят с лишним лет он провалился в «геенну огненную»...

Русский философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков, умерший эмигрантом в Париже, ответил на этот вопрос с выстраданной категоричностью. По мнению отца Сергия, « ...культура, социальные и национальные отношения, создаваемые помимо христианских идеалов, гибельны для человечества. Поэтому безрелигиозные революции, происшедшие в России в XX веке, – предвестия катастрофического конца истории».

Хотите осмыслить эту сложнейшую тему всесторонне, откройте теперь уже «дозволенную цензурой» книгу философа Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Да, наверное, уже открыли!

Атеизм, говаривал один старый священник, тоже религия, но только с чёрного хода. Дверь на «чёрный ход» открывает в своей книге Н. Бердяев. «Коммунизм, – пишет он, – есть исповедание определённой веры. Веры противоположной – христианской... Коммунисты любят подчёркивать, что они противники христианской евангельской морали, морали любви, жалости, сострадания. И это, может быть, и есть самое страшное в коммунизме».

Был создан миф о коллективе как о собирательной личности. Помните, у Маяковского: «Голос единицы тоньше писка». Человек нивелировался, его индивидуальность перечёркивалась как ненужная. Она формировалась «по образу и подобию» классовой идеологии, которая возвела пролетариат в носителя абсолютной истины.

В моей библиотеке сохранились изданные в 18-м году «Протоколы первой всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций» (Пролеткульта). В психологии, культуре, науке, искусстве отсекалось всё многообразие жизни во имя самоценности понятия «коллектив». «Красота, – цитирую один из докладов, – это организованность».

Новая система пролетарской эстетики без колебания отсекала души, если они торчали из-за колючей проволоки классового сознания. Абсурдное становилось нормой. «Здесь коллективистично и само восприятие природы: звёзды – коллектив неба, борющийся с ночью». Бред параноика? Отнюдь. Пролетарское литературоведение, анализ стиха. Главный тезис: искусство – «орудие социальной организации людей».

Наступила эра фетишей. Естественный, живой человек должен был воспитать в себе сознание машины. Или лучше – её части, винтика, гайки, рычага. Предлагалось верить, не обсуждая, не подвергая сомнениям: в абсолютное торжество марксизма-ленинизма; партию большевиков; верного ленинца – Сталина; в колхозы благо бедняка; врагов народа; литературу как часть общепролетарского дела; в то, что религия – опиум для народа...

Волна организованного безумия захватила, сбила с ног поколение моей матери. В категорию вечности возводили понятия, выработанные политикой партии большевиков. Вера в Бога заменилась верой в волевые усилия человека, способного и природу подчинить своим классовым интересам. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Помните? – это тот самый тургеневский Базаров, которого мы проходим в школе как представителя нигилистов середины прошлого столетия.

Будущее индивидуума виделось Базарову лопухом, растущим на могиле. Идея души и её бессмертия и не обсуждалась, а просто отметалась как недостойная чепуха. «Бесы» – назовёт потом нигилистов, ставших социалистами, Ф. М. Достоевский. Политическая борьба в России высветится им в измерении онтологическом, когда незримые силы тьмы, бесы, используют людей как орудия разрушения основ мироздания, посягающих на самую сущность Природы.

Земля, по их замыслу, должна была стать заводом с единым пролетарским мышлением. Машина становилась идолом, требующим безоговорочного поклонения и подчинения. Крестьянство потому и было уничтожено, что в самом названии своём было кровно сопряжено с христианством. Производящее хлеб, оно и не могло быть иным: хлеб – основа Евхаристии, величайшего Таинства Причастия, когда вино и хлеб претворяются в кровь и плоть Христову.

Хлеб в России всегда и не случайно был основой жизни. До революции русским хлебом питался мир.

Люди, узурпировавшие власть в стране, и люди, беззаветно им поверившие, находились в более страшной и безысходной темнице, чем миллионы тех, кого они упрятали в реальные тюрьмы, лагеря, ссылки.

Человек православной веры Л. П. Карсавин, философ из блистательной плеяды мыслителей, представленной именами Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова и др., и сегодня убеждает нас, что веру истинную нельзя замуровать в узилище и невозможно убить. Л. П. Карсавин был заключённым лагеря в посёлке Абезь, где и скончался в 1950 году. До нас дошла молитва узника: «БЛАГОСЛОВИ ДНИ ЗАТОЧЕНИЯ МОЕГО, ПРЕТВОРИ ЕГО ВО ОБРАЗ ПОКАЯНИЯ ЧИСТИТЕЛЬНОГО, молитвы непрестанной, предстояния живого и трепетного пред Лицем Твоим. И даждь ми духа терпения, кротости, воздержания, прощения, милосердия и любви. И избави мя от духа злоречия, поношения и осуждения ближнего. СКУДОСТЬ ПИЩИ БЛАГОСЛОВИ БЫТИ В БЛАГОДАТЬ ПОЩЕНИЯ (поста – А. Ч.) ПРЕД ТОБОЮ. В покаянии мя прими, на исповедание настави, веру умножи, укрепи, утверди, несомненну сотвори... очисти, омый, убели Имени ради Твоего».

Насущный хлеб христианской веры. Только он один и спасает отчаявшегося человека, в какие бы бездны ни бросали его железная рука власти или собственные каждодневные грехи, которые мы, ведая и не ведая, творим. Стараемся больше приобрести, чем раздать, отказываем бездомному в приюте, просящему – в подаянии, пытаемся злом отстоять добро, ссоримся, осуждаем, злословим всех и вся, печёмся о суетном сверх меры, предаёмся страстям, возводим в культ распутство...

А между тем для каждого открыты, для каждого светятся во тьме нашей жизни слова Христа: «Душа больше пищи, и тело одежды... ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам».

Авторский дайджест. Алина Чадаева

« ...Культура, социальные и национальные отношения, создаваемые помимо христианских идеалов, гибельны...» Трижды прав оказался в этом своём суждении философ и богослов Сергей Булгаков: « ...пытаемся злом отстоять добро, ссоримся, осуждаем, злословим всех и вся, печёмся о суетном сверх меры... загибаемся». Автор рисунка: А. Кулинич

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

И даждь ми духа терпения...

Познать бесконечное