Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. Январь. 1991 год

Homo faber против Homo sapiens?

Земное бытие можно описать под любым углом зрения. Как хронику неравноправных отношений человека (частицы природы) и собственно природы – в том числе. Лишь последнее, сравнительно недолгое время отмечено попытками установления некоторого согласия этой частицы с её прародительницей.

Советский писатель Виктор Астафьев в романе «Царь-рыба» высказал такую мысль: «...будучи школьниками, мы с напористостью покорителей всего сущего твердили, что не можем ждать милостей от природы; сегодня, став взрослыми, добавляем – после сделанного с нею».

ОГРАНИЧЕННОСТЬ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА

Наш далёкий первоопытный предок не отделял себя от природы, неосознанно сливался с ней, завися от неё абсолютно. Он боялся её, униженно моля о милости, а где мог, торжествовал над ней свои маленькие победы.

Свободный античный человек так называемой рабовладельческой формации, мифологизируя и обожествляя природу, осознанно не отделял себя от неё, так или иначе подчёркивал эту целостность. В философии, искусствах и ремёслах он культивировал нерасчленённость с природой, находясь с ней по существу в ладу.

Своих многочисленных богов он наделял хотя и гипертрофированными, однако вполне людскими, узнаваемыми чертами. Божественным бытием они подавали смертным примеры полнокровной, не чуждой ни духовных, ни плотских радостей жизни.

Боги нередко были своего рода посредниками между античным человеком и природой.

В так называемое средневековье, которое принято считать (хотя отнюдь не бесспорно) безвременьем, человеку запрещалось естественное для него природознание, как дело богопротивное (политеизм античности сменился монотеизмом). Кроме проповеди богобоязни, известной отчуждённости от природы, человеку предписывался аскетизм во всём, то есть жизнь стерильная, усечённая, искусственно-неприродная.

Сама же природа в схоластических богословских трактатах того периода представлялась чем-то вторичным, подчинённым, управляемым волей «демиурга».

Впрочем, в раннефеодальный период даже представители светской науки (развивавшейся параллельно, полуподпольно, вопреки крайним формам церковной схоластики и клерикальной идеологии) грешили метафизическими воззрениями на природу. Её рассматривали как нечто постоянное, пребывающее в неизменной ритмике своего бытия.

Взгляды же на человека претерпевали значительно большие изменения. Во всяком случае к позднефеодальному периоду, или так называемой эпохе Возрождения, он был возведён на высочайший пьедестал. Сам дух Ренессанса был буквально пронизан верой в беспредельные возможности человека, его воли и разума, отрицающего аскетизм, «неживую» жизнь.

Возможно, именно в тот период земное, а не божественное существо было названо «царём природы». В этом термине – апофеоз антропоцентризма.

Возрождение, подготавливавшее выход на авансцену истории буржуазии, подготавливало и отличающегося серьёзным активизмом – познавательным, хозяйственным, политическим – человека. С точки зрения отношения к природе этот активизм, очевидно, и положил начало неравноправному партнёрству людей и окружающей их среды.

В крайних формах это, по словам русского публициста и философа Александра Герцена, выражалось в том, что природа представлялась «рабой, готовой исполнять своевольную прихоть человека».

Первым (не последним, но самым мощным) ударом по уверенности человека в своей надприродности стало открытие Николая Коперника. Из этого открытия следовало, что люди находятся отнюдь не в центре Вселенной, тем более, что сама Земля – лишь одна из многих планет своей галактики.

В дальнейшем антропоцентризм то наступал, то ретировался, никогда не исчезая полностью. Ближе к нашему времени он зарядился сильной поддержкой от философии прагматизма, утверждавшего единственным критерием истины успех, выгоду, абсолютную ценность человеческого активизма во всех сферах жизни и, конечно, в отношениях с природой.

Современное уточнение сути отношений человека и природы совпадает с публикацией первых работ Энгельса. Он обосновывал, что природа есть «неорганическое тело человека», что существующие между человеком и природой противоречия представляют собой взаимоотношения между частью и целым, а восстановление единства есть воскрешение природы.

Это воскрешение он назвал осуществлённым натурализмом человека и осуществлённым гуманизмом природы. Подобное, согласно его представлениям, возможно лишь в условиях гармоничных отношений в собственно человеческой среде.

Виденья природостении

Авторы фото: А. Жданов и В. Межевич из серии «Предостережение»

НЕИЗБЕЖЕН ЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АПОКАЛИПСИС?

Придавая энергичный импульс развитию экономики, науки, культуры, антропоцентризм в то же время вёл в известной степени к нарушению цельности взаимоотношений природы и общества.

Ныне же нарушения в системе общество – природа, их глубина и масштабы достигают, как известно, опасных для сохранения естественных планетарных связей размеров.

Прежние установки сознания давно потеряли свою прогрессивность. И не только в отношениях к природе, но и к технологическим принципам производственной деятельности, основанным на расчленении природных систем, изъятии того или иного вещества из «тела» природы, его преобразовании и возвращении в качестве отходов в землю, воду без учёта долгосрочных последствий такого рода сбросов.

Подсчитано, что количество отходов увеличивается (при традиционных формах производства и потребления) каждое десятилетие вдвое.

Ещё раз вдумаемся в такие факты: два миллиарда жителей нашей планеты пьют загрязнённую воду, которая провоцирует множество различных заболеваний; нефтяной плёнкой подёрнута пятая часть Мирового океана; реки Земли загрязнены более чем на треть; такие отнюдь не засушливые страны, как ФРГ, Дания, Голландия, вынуждены частично ввозить пресную воду.

Как шагреневая кожа, сокращается плодородный почвенный слой.

Автор рисунка: С. Тюнин

Стремительно тает зелёный покров Земли. Сегодня на каждого её жителя приходится около гектара леса. Предполагается, что к 2000 году эта цифра уменьшится наполовину из-за хищнического истребления тропических лесов, которое приняло угрожающие масштабы.

Сейчас они занимают 6% поверхности планеты, но каждую минуту площадь их сокращается на 40 гектаров.

За последние 30 лет было уничтожено 30% лесов. Если и в дальнейшем они будут вырубаться такими же темпами, то через несколько десятилетий полностью исчезнут, что, несомненно, скажется на климате всей планеты. Учёные предупреждают: истребление тропических лесов вызовет исчезновение 80% видов растений, произрастающих на земном шаре, и 4 млн форм жизни.

Сейчас на Земле каждый день исчезает один вид животных или растений. И так за редкими счастливыми исключениями практически всюду, во множестве стран.

В государствах, называемых социалистическими, ситуация такая же. Социализм отнюдь не улучшил отношений человека со средой обитания. Чего стоит всего лишь один, но не единственный пример своеобразного подхода советских властей к природе, выраженный некогда в сакраментальном лозунге-воззвании (увы, он живуч до сих пор) – «Течёт вода Куань-реки, куда велят большевики!». Апофеоз партократического антропоцентризма!

Сразу и не поймёшь, чего здесь больше: искреннего, но слепого энтузиазма, тривиальной дурости или бесовской гордыни.

Можно понять капиталистов! Их отношение к природе до сравнительно недавнего времени определялось (как писалось в советских масс-медиа) прежде всего погоней за прибылью, сверхприбылью. А чем в СССР? И что в итоге в СССР? Ни прибыли, ни убережённой природы!

Вот лишь некоторые примеры, свидетельствующие о крайне обострённой ситуации, сложившейся в современном природопользовании СССР. В результате антропогенного воздействия на природу сегодня под угрозой исчезновения находится каждый 10-й вид птиц, пятый – растений и млекопитающих, четвёртый – рептилий и амфибий.

Неэффективная эксплуатация сельскохозяйственных угодий вывела из хозяйственного оборота 270 миллионов гектаров эрозированных и засоленных земель. Постоянно возрастающий сброс неочищенных отходов производства привёл к катастрофическому состоянию 75% всех внутренних водоёмов страны.

Жители 170 городов (более 60 миллионов человек) дышат воздухом, который официально считается опасным для здоровья. Из-за деградации природной среды каждый третий мужчина заболевает раком, детская смертность в ряде регионов выше, чем в Африке, а средняя продолжительность жизни в стране на 6-8 лет ниже, чем в развитых странах.

Эти и другие примеры показывают, что получается, когда политический и ложно понятый экономический интересы ставятся над человеческими. Слов нет, экологические проблемы – это проблемы глобальные. Применительно же к СССР они усугубляются, в частности, тем, что десятки миллиардов рублей вкладывались и вкладываются в огромные производства, которые существуют в конечном счёте не для людей, а для производства.

Производство ради производства! Расширяющаяся добыча сырья провоцирует появление новых перерабатывающих предприятий, для которых требуется всё больше оборудования, а значит, и сырья. Так раскручивается гигантский самоедский маховик экономики, включающий в себя человека только как один из производящих, но не потребляющих факторов.

Причины экологического неблагополучия в индустриально развитых западных странах иного рода. Иные основы тревожного состояния окружающей среды и во многих развивающихся странах разных политических режимов. Однако в целом, планетарно все эти кризисы, неблагополучье, природное нездоровье заставляют сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, воды, земли, воздуха.

И, видимо, лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества (в совокупности бедных, богатых, каких угодно других стран и народов), заставил осознать опасность возможного в будущем экологического Армагеддона.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Есть. Но он не только в том, что глобальные проблемы должны решаться совместными усилиями всех государств. Это уже – аксиома. Важнейшее значение приобретает выбор такого направления технологического развития производства, которое не противостоит, а согласуется с законами природы.

Альтернатива. Фото-коллаж Е. Павлова

Альтернатива. Фото-коллаж Е. Павлова

ПРИРОДА ПОДСКАЗЫВАЕТ ВЫХОД

Если взглянуть на историю развития природы, то её можно рассматривать как историю приспособления живых существ к не раз менявшейся среде обитания – приспособления через перестройку своих организмов, форм и органов тела.

Из рыб произошли земноводные, а из них – сухопутные животные, встав сначала на четвереньки, потом на ноги. И эволюцию организмов можно рассматривать как их самореконструкцию, вызванную изменением условий, необходимостью освоения новых функций.

Если же говорить о человечестве в связи со средой обитания, то увидим, что оно согласно закону отрицания трансформировалось из биологической стадии развития в противоположную, искусственную (техническую, технологическую) стадию.

Соответственно тому же закону и дальнейшее развитие должно идти по пути обратного перехода, но уже на более высоком уровне, включающем все достижения научного и технического прогресса, органично сочетающего в себе технические и биологические начала. Иными словами, в основу создания производств нового типа необходимо положить природный принцип самореконструкции, саморегулируемого соотношения функций и структур. Это будут самоперестраивающиеся (кибернетические) производства, зависимые лишь от изменения природных условий или социальных заказов.

И хотя для достижения конечной цели предстоит пройти долгий путь, сегодня можно утверждать, что использование подсмотренных у природы процессов уже дало ряд новых, щадящих природу производственных направлений. Это и генная инженерия, позволяющая конструировать растения с заданными свойствами, и использование бактерий для получения кормов, очистки почв, и многое другое.

Форсированная бионизация хозяйственной деятельности даст возможность, с одной стороны, более полно использовать природные силы, а с другой – как-то уменьшить печальные последствия деятельности homo faber, и в перспективе – восстановить нарушенное единство человека и природы.

Создание природного материального производства прямо связано с формированием нового человека – антипода тому, которого называли доблестным покорителем природы.

И вовсе не безосновательны надежды на то, что наступит время, когда отходы любых производственных цепочек автоматически станут сырьём для нового производственного цикла, сводя на нет нагрузку на природу. Безболезненно для окружающей среды будет создаваться (во многом без физического присутствия человека на производстве) всё необходимое для достойной жизни, где бы он ни жил.

По материалам книг Г. Беллера
«Экзамен разума». Москва,
«Мысль», 1988 г., Л. Серлюка
«Непростые заботы человечества:
и/т прогресс, здоровье человека, экология».
Москва, Политиздат, 1988 г.

***

Homo faber – человек производящий; Homo sapiens – человек разумный.

Ещё в главе «Человек - общество - природа»:

Homo faber против Homo sapiens?

Цвет демократии – зелёный?