Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №1(13). 1992 год

Этот дальновидный Карл Каутский

Карл Каутский (1854–1938)

«... Мы должны живейшим образом пожелать большевикам успеха... с их дальнейшей судьбой связано ближайшее будущее русского социализма...» «Русский коммунизм стал воистину социализмом казармы... Никакая всемирная революция, никакая помощь извне не могут устранить паралич большевистских методов»

К. Каутский. «Демократия и диктатура» (1918), «Терроризм и коммунизм» (1919)

В. Ленин (1870–1924)

«Слов нет, учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже всё-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории. Тех, кто думает так, своевременно было бы объявить просто дураками» (17 января 1923 г.)

В. И. Ленин. ПСС, т. 45, с. 382

Что так называемая читающая публика знает о нём, кроме того, что он «ренегат», «центрист», «оппортунист» и прочая и прочая? Практически ничего!..

Политическая и идеологическая судьба этого крупнейшего теоретика немецкой социал-демократии более чем неординарна. Казалось бы, он уже сыграл свою роль в идейной жизни конца XIX – первой трети XX веков. Однако это далеко не так – его воззрения и идеи продолжают прямо или исподволь влиять на современных политиков («об этом я, кстати, рассмотрел на примере своей судьбы», писал Вилли Брант).

Многих исследователей из различных стран по-прежнему волнуют перипетии его судьбы, его творчества. Этому посвящены весомые монографии. И трудно удержаться от того, чтобы не вернуться к семидесятилетней давности идеям мыслителя, посвящённым первому опыту строительства нового общества в России, тому, что смог увидеть Карл Каутский, тому, что не было отметено временем – самым строгим судьёй для любого публициста и идеолога...

Родился он в 1854 году в Праге. Семья его была интернациональна: отец – чех Иоганн Каутский, работал театральным художником, мать – немка Минна Каутская – вначале актриса, потом известная писательница, автор ряда романов социальной тематики. Карл получил великолепное образование в Венском университете. В 21 год он вступает в Германскую социал-демократическую партию. Всю жизнь верит в историческую неизбежность социализма, считает себя марксистом, гордится этим.

Работоспособность, активность, убеждённость в правоте дела, которое он выбрал, литературный талант сделали его одной из наиболее заметных фигур в рабочем движении. Энциклопедический словарь Гранат отметил (т. 23, с. 639), что, будучи в области политэкономии наиболее талантливым популяризатором и комментатором экономической теории К. Маркса, он, Каутский, внёс в свои исторические и социологические исследования много нового и ценного. А энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона добавляет (т. 21, с. 307): «Влияние Каутского на русских марксистов и социал-демократов было, пожалуй, даже сильнее, чем на немецких».

К нему весьма часто обращался Г. Плеханов. В собрании произведений Ленина редок том, где не было бы упоминаний К. Каутского и его идей. В период своего идейного становления они отмечали замечательные книги Каутского (Ленин, ПСС, т. 55, стр. 150, 152).

Временами тем не менее уличали его в том, что он «не умeeт понять разницы» (ПСС, т. 48, стр. 298) в вариантах подпольной работы российских социал-демократов. А бывало и такое, что срывались в личных письмах и на оскорбления в его адрес: «предатель», (ПСС, т. 49, стр. 74-75), «говно» (с. 81), ругая заодно шедших за ним «каутскианских говняков» (такой вот моветон!) за «опошление марксизма» (ПСС, т. 49, с. 82, 83, 105, 391).

Да и многие другие деятели рабочего движения России выверяли свои позиции Каутским, а позже вслед за Лениным не упускали случая оттачивать свои полемические перья, сражаясь с мэтром. Особенно доставалось Каутскому от молодых российских социал-демократов. Николай Бухарин вскоре после Октября 1917 года шумел (хорошо хоть без экскрементальных «изысков»): «злобный старик», «отщепенец», «Иуда», «пасквилянт», «апостол буржуазии».

Лев Троцкий выглядел более надменным: ни в грош не ставил «каутскианство» (термин введён Троцким!) – «мещанский скептицизм в рабочем движении». Считал Каутского «блаженным», называл «критическим приживальщиком буржуазии». Сам же Каутский был всегда весьма сдержан в спорах и любил повторять: «Жизнь окажется сильнее идей».

Руководствуясь интересом сохранения единства своей партии, Каутский становится в 1910–1912 годах идеологом её центристских сил. И в итоге в 1914 году, когда началась мировая война, боясь раскола, остаётся с теми, кто оправдывает участие в войне «ради защиты своего отечества». В конце концов в 1917 году он выходит из партии, оставляет и свой пост идеолога, редактора журнала «Новое время».

Политические события в Германии становятся всё более грозными. Каутский создаёт новую партию левых социал-демократов, однако постепенно его оттесняют от руководства ею.

Революцию в России он встретил с интересом. Советник советского посла в Германии Г. Соломон вспоминал позднее: «Сперва Каутский очень сочувственно относился к советскому строю, но всегда оговариваясь – только как к крупному и интернациональному опыту. Однако как-то постепенно он стал отпадать от нашего посольства...»

Октябрьской революции 1917 года Каутский посвятил ряд примечательных статей и книг: «Демократия и диктатура» (1918 г.), «Диктатура пролетариата» (1918 г.), «Демократия или диктатура» (1921 г.), «От демократии – к государственному рабству» (1921 г.), «Социалистический интернационал и Советская Россия» (1925 г.), «Большевизм в тупике» (1930 г.) и так далее. Все они изданы на русском языке за рубежом и... ни разу не выходили в советских издательствах.

Нас же в течение семи десятилетий потчевали лишь работами критиков К. Каутского. Самой известной из них была книга Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.), выходившая многими отдельными изданиями вплоть до последнего времени.

На её основе мы и судили о взглядах патриарха социал-демократии. Точнее, больше рядили, чем судили.

Интереснее всего сейчас, по прошествии более 60 лет, воспринимается то из написанного Каутским, что он как бы предвидит падение псевдосоциалистического режима. Так и кажется, что он пишет из наших 90-х годов, познакомившись с тем, что происходит ныне в самой крупной республике страны Советов, как её недавно ещё называли.

Олег Соловьёв

Ещё в главе «Наука - политика - практика»:

Этот дальновидный Карл Каутский
Почему Каутский «томился» в спецстранах?
Темна вода во облацех
ЦИТАТЫ