Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №2(45) 1995 год

Ещё одна из жизни российского учительства. Сегодняшняя

Фото Е. Тиханова
Фото Е. Тиханова

Учитель должен быть поднят у нас на недосягаемую высоту, и в первую очередь в материальном отношении. Трижды прав был Владимир Ильич Ленин. К чему, к чему, а уж к этому его «завету» не грех было бы и прислушаться. Однако же пренебрегли.

В середине 80-х, накануне черненковской школьной реформы, стартовая зарплата учителя с высшим образованием составляла 100 рублей в месяц и, увеличиваясь на десятку через каждые пять лет, по достижении 25-летнего стажа доползала до 150. К этому полагались доплаты за классное руководство и за проверку тетрадей по некоторым предметам – всего максимум 20 рублей. Средняя заработная плата в образовании в целом, то есть с учётом сравнительно высоких окладов вузовской профессуры, равнялась в то время 139 рублям и 90 копейкам. Из этой суммы к тому же вычитали налоги и всяческие взносы.

В эти же годы женское платье стоило около 80 рублей, мужской костюм – 130, осенняя обувь – 40-60, зимняя – 70-80 (мужская) и 100-120 (женская). Не говоря уже о весьма актуальных в условиях феминизации учительского корпуса блузочках (30 р.), лодочках (50-60) и т. д. и т. п. На годовую подписку интеллигентный человек тратил 60-65 рублей (ежедневные газеты по 6-9 рублей и толстые журналы в среднем по 12-14, не считая специальных изданий). Плюс книги. Плюс совершенно необходимые во второй половине столетия телевизор и – в городских квартирах – холодильник (соответственно 664 и 246 рублей). Пылесос, стиральную машину и магнитофон ещё можно с натяжкой отнести к предметам роскоши и не учитывать. Зато никак нельзя не вспомнить о расходах на транспорт в больших городах (единый проездной – 6 рублей).

И о не поддающейся точному вычислению квартирной плате. Так или иначе, практический опыт показывает, что покупать ежегодно по две пары обуви и по два с половиной костюма, как это было предусмотрено сметой начала века, советский учитель, как правило, был не в состоянии.

Да и вообще, тут есть что сравнить.

В 1984–1985 годах, в соответствии с реформой школы, зарплату повысили. Теперь выпускник пединститута получал 130 (а при наличии красного диплома и все 140) рублей и мог надеяться, что, отработав 18 лет, дослужится до максимума – 170 (или 180) руб. в месяц с доплатой до 50-ти, если он словесник или математик и тянет на себе классное руководство – кстати, до революции в начальной школе это чудо педагогики не практиковалось, а в гимназиях классными наставниками работали отдельные люди за отдельный оклад.

Впрочем, эти «шикарные» тарифы так и остались несбывшимся сном: всего лишь через 2-3 года после их введения вскачь пустились цены. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

При нынешних темпах инфляции трудно указывать точные цифры в рублях, тем более, что картина довольно пестра по многим причинам. Есть частные школы. Есть муниципальные гимназии и лицеи, имеющие солидных спонсоров. Есть региональные доплаты (в этом смысле на высоте мэрия Москвы – доплачивает учителям 40% оклада). Есть многочисленные случаи задержки, неполной выплаты или же вовсе невыплаты зарплаты.

В 1994 году в 40 из 89 регионов России учителям не выплатили отпускные. При наличии 1% учителей, получающих от 500 тыс. рублей в месяц (по состоянию на сентябрь 1994), средняя зарплата составляет 140 тысяч и превышает без малого в тысячу раз этот же показатель в 1985 году, в то время как цены на основные продовольственные товары за это же время выросли приблизительно в 2 750 раз.

Комментарии, как говорится, излишни.

Чему теперь?.. Фото Е. Кармаева (Омск)

Чему теперь?.. Автор фото: Е. Кармаев (Омск)

Прожиточный минимум четырёхлетнего ребёнка существенно превышает половину этой средней зарплаты, а полноценно собрать на неё ребёнка в первый класс просто невозможно – это удовольствие стоит 150 тысяч.

В последние годы, как известно, действует единая тарифная сетка. Для учителей с высшим образованием, не занимающих административные должности, в ней предусмотрены разряды с 8-го по 14-й. Реально же два последних (13-й и 14-й) трудно доступны – они требуют учёных степеней, почётных званий, апробированных методических разработок, да и вообще присваиваются окружными и городскими комиссиями на основании отнюдь не формальных квалификационных испытаний.

Большинство же учителей имеет 11-й либо 12-й разряды, которые школа может присвоить самостоятельно и которые предусматривают соответственно 4,51 и 5,10 минимального оклада.

Это те обязательства, которые берёт на себя государство, но которые оно далеко не всегда выполняет. В течение последних двух лет ставки 11-го и 12-го разрядов стабильно не дотягивают примерно в два раза до официального прожиточного минимума (уровня бедности) и балансируют где-то на грани физиологического минимума (уровня нищеты).

Всё это касается только учителей с высшим образованием (и, кстати, распространяется на значительную часть преподавателей высшей школы), то есть на служащих, статус которых сопоставим со статусом преподавателя дореволюционной гимназии.

Стартовый же оклад учителя со средним образованием (7-й разряд, 2,76 минимальной заработной платы) составил осенью 94 года примерно 77 тысяч минус налоги. Стоимость физиологического минимума продовольствия (и только продовольствия!) на одного человека в Москве в это время достигла 72,2 тысячи рублей.

Вот так-то, милостивые государи.

Статистические данные за 1994 год –
из газеты «Аргументы и факты»

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Вечные собеседники. Над Россией смутная погода...

Учительство России на рубеже веков (материальное и правовое положение)

Страшная месть

Ещё одна из жизни российского учительства. Сегодняшняя

Дети в расколовшемся мире. Исповедальные сетования

И вечный кайф, учёба только снится. Черномырдин подписал школьникам вольную