Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №3. Март 1991 год

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка не нуждается в особой рекламе. Колоритные, нарядные красавицы-дамы в колоколообразных юбках и высоких кокошниках, лихие и простодушные всадники на сказочных коняшках, фантастические зверушки, потешные и трогательные бытовые сценки (многофигурные композиции) – всё это дымковская – вятская – кировская игрушка, радующая взор экспрессивной и яркой выразительностью, особым характером пластики, оригинальными деталями, буйством красок.

А родилась она давно – почти 200 лет назад. Был такой народный праздник на вятской земле – весенняя ярмарка «Свистунья», восходящий к языческому поклонению древнеславянскому Богу Яриле. Задолго, ещё зимой, лепили, обжигали, расписывали глиняные игрушки-свистульки, готовясь к этому празднику, мастерицы зареченской вятской слободы Дымково. И вот на ежегодной праздничной ярмарке на все лады разливались трели тысяч пёстрых свистулек, которые словно созывали птиц в весенние леса и рощи. Свистульки-коньки, свистульки-козлики, свистульки-птички, свистульки-забавные человечки – ими торговали сами мастерицы – выбирай на любой вкус.

Позже, наряду с этими «певчими» игрушками, народные художницы стали создавать и декоративные глиняные фигурки, и «многонаселённые» и многодетальные композиции.

Изготовление дымковской игрушки – дело хлопотное, трудоёмкое, предполагает тонкое чувство стиля, высокий вкус и фантазию. Так уж повелось, что этим непростым, но таким радостным промыслом владеют в основном женщины – вятские мастерицы.

Лепят дымковскую игрушку из жирной глины, добавляя в неё мелкий сухой речной песок. Процесс работы требует строго соблюдать определённый распорядок: комок глины сперва скатывают в шарик, затем превращают в блин, а после придают будущей игрушке нужную форму с помощью лучинки-стека и влажной тряпки.

Несколько дней игрушку сушат, потом обжигают – раньше в русской печи, сейчас в печах муфельных электрических. Игрушку остужают и наносят грунтовку – побелку из мела, разведённого снятым молоком. Далее белоснежную поверхность игрушки расписывают гуашью, разведённой на яйце (до 195З года художницы пользовались сухими анилиновыми красками, растёртыми на яйце с кислым квасом или уксусом).

Роспись дымковской игрушки отличается какой-то удивительной гармонией: оригинальный орнамент (круги, овалы, полоски, клетки, точки – полное геометрическое разнообразие) великолепно сочетается с цветовым разнообразием – красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, голубой, розовый, коричневый, чёрный цвета – всей этой гаммой пользуются дымковские художницы. Впечатление от неожиданных комбинаций орнамента и цвета усиливается ослепительной белизной фона. Особую выразительность придают игрушке блестящие вкрапления сусального золота.

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

От господства к партнёрству
Сны
Дымковская игрушка
ЦИТАТЫ