Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №12. 1991 год

Душа мира

П. Пикассо «Мать и дитя»
П. Пикассо «Мать и дитя»

Женщина и мужчина – два лица одного существа, человека; ребёнок же является их общей вечной надеждой.

Некому, кроме ребёнка, передавать человеку свои мечты и стремления; некому отдать для конечного завершения свою великую обрывающуюся жизнь. Некому, кроме ребёнка. И потому дитя – владыка человечества, ибо в жизни всегда господствует грядущая, ожидаемая, ещё не рождённая чистая мысль, трепет которой мы чувствуем в груди, сила которой заставляет кипеть нашу жизнь.

Женщина осуществляет ребёнка, своею кровью и плотью она питает человечество. Она сводит небо на землю, совершенствуя человека, поднимая его, очищая сменой поколений его горящую душу.

Если дитя – владыка мира, то женщина – мать этого владыки, и смысл её существования в сыне, своей радостной надежде, творимой сыном. То есть смысл её жизни такой же, как и у всего человечества, – в будущем, в приближении родного и желаемого. И поэтому в женщине живёт высшая форма человеческого сознания – сознание непригодности существующей вселенной, влюблённость в далёкий образ совершенного существа – в сына, которого нет, но который будет, которого она уже носит в себе, зачатого совестью погибающего мира, виновного и кающегося.

Женщина перегоняет через свою кровь безобразие и ужас земли. Своею пламенной любовью, которую она и сама никогда не понимала и не ценила, своим никогда не утихающим сердцем она – в вечном труде творчества тайно идущей жизни, в вечном рождении, в вечной страсти материнства – и в этом её высшее сознание, сознание всеобщности своей жизни, сознание необходимости делать то, что уже делает, сознание ценности себя и окружающего – любовь.

Но что такое женщина? Она есть живое действенное воплощение осознания миром своего греха и преступности.

Она есть его покаяние и жертва, его страдание и искупление. Кровавый крест пира со смеющейся, прекрасной жертвой. Это женщина, это её тайное сокровенное существо. Она улыбается, истекая кровью, кричит от боли, когда рождает человека, а после любит без конца то, что её мучило. Её ребенок – высокий взлёт её нежной, творческой, сияющей души, проломленный путь в бесконечность, живая, тёплая надежда, которую женщина держит в своих материнских ласковых руках.

Женщина – искупление безумия вселенной. Она – проснувшаяся совесть всего, что есть. И эта мука совести с судорожной страстью гонит всё человечество вперёд по пути к оправданию и искуплению. И в первом ряду человечества – его любовь и сердце – женщина, со стойкостью вождя пробивающаяся вперёд через горы греха и преступлений, с испуганными, наивными глазами ребёнка, которые страшней всякого страха своей затаённой упорностью и неизменностью; перед этим взором улыбающейся матери отступает и бежит зверь.

Страсть тела, двигающего человека ближе к женщине, не то, что думают. Это не только наслаждение, но и молитва, тайный истинный труд жизни во имя надежды и возрождения, во имя пришествия света в страждущую распятую жизнь, во имя побед человечества. Открытая нежность, живущая в приближении к женщине, – это прорыв каменных стен мировой косности и враждебности. Это величайший момент, когда всех чёрных змей земли накрывает лёд смерти. В тишине засветившейся нежности матери-женщины погибают миры со своими солнцами. Восходит новый тихий свет единения и любви слившихся потоков всех жизней, всех просветившихся существ.

Безмолвие любви – последнее познание двух душ, что одно. И женщина знает, что мир, и небо, и она – одно, что она родила всё, оттого у нее нет личности, оттого она такая неуловимая и непонятная, потому что отдалась всему, приобрела сердцем каждое дыхание.

Познав себя, женщина познала вселенную. Познав вселенную, она стала душой её, возлюбленной мира, гордой гранитной надеждой. Она доведёт страдающую жизнь до конца пути.

Женщина – тогда женщина, когда в ней живёт вся совесть тёмного мира, его надежда стать совершенным, его смертная тоска.

Женщина тогда живёт, когда желание муки и смерти в ней выше желания жизни, ибо только смертью дышит, движется и зеленеет земля.

Не увидеть рай, а упасть мёртвой у врат его – вот смысл женщины, а с нею и человечества.

Мыслитель Отто Вейнингер, вышедший из недр буржуазии, в своей книге «Пол и характер» проклял женщину. «Мужчина, представляющий собою олицетворение низости, стоит бесконечно выше наиболее возвышенной из женщин» – написал он, но и, развивая мысль, утверждал, что «существование женщин – одна случайность и насмешка», и доказал это распространённостью сводничества среди женщин. Мужчинам Вейнингер отдал всё, что отнял у женщины, но забыл, что если женщины – сводницы, то тогда мужчины – снохачи. Я бы мог опровергнуть его книгу от начала до конца, но сделаю это в другом месте. Нас эта книга интересует только как вопль погибающего, ибо, вынув душу из мира – женщину, Вейнингер зашатался и исчез в вихре безумия (он убил себя юношей). Прощение честному!

Революция дала в руки женщины все силы жизни, главенство над её ростом и расцветом. Нет ничего в мире выше женщины, кроме её ребёнка. Это она знает и сама.

Ибо в конце концов женщина лишь подготовляет искупление вселенной. Свершит же это искупление её дитя, рождённое совестью мира и кровью материнского сердца.

Да приблизится царство сына (будущего человечества) страдающей матери и засветится светом сына погибающая в муке родов душа её.

От редакции газеты «Красная деревня» (18. 07. 1920): несмотря на трудность усвоения мысли (не слога, а мысли, ибо слог прост) товарища Платонова и некоторую сложность взглядов его на роль женщины в будущем и в революции, редакция находит возможным дать данной статье рабочего Платонова место на страницах своей крестьянской газеты, ибо крестьянину, смотрящему на женщину как на доходную статью своего хозяйства, статья эта будет поучительна.

Из ранних сочинений (написана в период тотальной государственной функционализации и женщин, и мужчин)

П. Пикассо "Юпитер и Семела"

П. Пикассо «Юпитер и Семела»

Ещё в главе «Семья - нация - страна»:

Душа мира

Советы

Оставьте себе горные вершины!

Заговор и контрзаговор (несубъективный сценарий документальной драмы)