Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. Январь. 1991 год

Духовное сердце России. Оптина пустынь в прошлом и настоящем

Введенский собор, возведённый во славу Божию в середине XVIII века
Введенский собор, возведённый во славу Божию в середине XVIII века

...От сих кротких и ищущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение Земли русской.

Ф. М. Достоевский

Владимир Федоров

Владимир Фёдоров

Вряд ли сюда стоит приезжать из-за праздного любопытства. Есть и более впечатляющие внешней красотой или громкими историческими событиями места. Однако именно Оптину пустынь называли духовным сердцем России. И понять, осознать и прочувствовать, что это такое, совсем не просто...

От города Козельска к монастырю пройдём пешком, как ходили до нас тысячи паломников, и постараемся забыть на время о суете и мелкомыслии повседневности. Вскоре из-за поворота в лазури неба вспыхнет золочёный купол Введенского собора, окружённого белыми монастырскими стенами с приземистыми башнями по углам. На арке над воротами монастыря надпись: «Оптина пустынь».

МОНАСТЫРЬ

Смирение и любовь – самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха...

Старец Варсонофий.

Расположенный на правом берегу реки Жиздры, у опушки векового бора, среди зелёного ковра лугов, монастырь Оптина пустынь был основан в первой половине XV века на месте сторожевой крепостицы. Само название, возможно, происходит от слова «общее». Считается, что оно связано с именем легендарного разбойника Опты, который после покаяния основал здесь обитель.

Монастырский пруд – зеркало пустыни

Таинство освящения колокола

Паломница. Ну вот и дошла...

Все постройки внутри монастыря, дошедшие до наших дней, выполнены в XIX веке, кроме Введенского собора, построенного, как считают, в середине века XVIII. Ансамбль монастыря отличается композиционной чёткостью, симметричностью. Схемой расположения зданий он напоминает православный крест. Всё говорит здесь о ясности мировоззрения, гармонии внутреннего и внешнего мира... Само слово монастырь – суть единый, монос.

Расцвет Оптиной пустыни пришёлся на вторую половину прошлого столетия. Для многочисленных паломников здесь были построены школа, больница и другие здания. На территории монастыря нашлось место и богодельне для сирот. Богатейшая библиотека обители насчитывала около 35 тысяч книг. Заметим, что и сама Оптина пустынь была авторитетным книгоиздателем. Многие богословские труды расходились отсюда по всей России.

Сюда по зову сердца приезжали славные сыны России: Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и А. К. Толстой, Апухтин, Владимир Соловьёв и многие другие. Несколько раз посещал пустынь и Лев Толстой.

Вот что писал Николай Васильевич Гоголь о своём посещении монастыря: «Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унёс о ней воспоминания. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живёт: их лица сказывали сами всё.

Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше».

Как и во всех русских монастырях, оптинские монахи считали литургическую жизнь центром и смыслом своего существования. Весь порядок дня монастыря определялся церковными службами.

День за днём и год за годом в храмах обители строго по церковному уставу, неторопливо, ясно и отчётливо возносились молитвы, исполненные глубокого смысла и внутренней красоты. Они воспринимались сердцем и умом молящихся, становясь неотъемлемым внутренним состоянием человека, воспитывая нравственно и духовно. Славилась обитель своими подвижниками – старцами.

Старец Леонид (в схиме Лев). (1768-1841)

Старец Леонид (в схиме Лев). (1768–1841)

Исцеляющее слово отца духовного

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

Пребывание в Оптиной есть редчайшая милость Божья, которую нужно заслужить жизнью, соответствующей заветам великих старцев в ней почивающих.

Старец Варсонофий

Что такое старчество? Это явление возникло среди древних пустынников-монахов IV века в Византии и затем вместе с христианством пришло на Русь. Считалось, что старцем мог быть только стяжавший своими духовными подвигами и личным опытом дар Духа Святого, особый благодатный, пророческий дар руководства своих учеников на пути к общению с Богом.

Забытое в течение долгого времени старчество возродилось в России на рубеже XVIII–XIX вв. под влиянием старца Паисия Величковского и его учеников. Они видели в старчестве важнейший способ к возрождению душ человеческих.

Именно благодаря старчеству Оптина пустынь стала своеобразной духовной лечебницей для людей, исковерканных жизненными невзгодами, потерявших или не нашедших смысла бытия, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства из уст мудрых старцев через их молитвы и наставления. В старчестве раскрылось истинное назначение Оптиной пустыни.

Старец архимандрит Моисей (1782-1868)

Старец архимандрит Моисей (1782–1868)

Скит в Оптиной был основан в 1821 году. Вот как его описывают современники: «С внешней стороны скит представлял из себя небольшие постройки в лесу, в 500-х метрах от монастыря. Лес, засаженный отчасти фруктовыми деревьями, ягодным кустарником и цветами, особенно хорош был весной, в пору цветения, когда всё покрыто бело-розовым цветом. Не менее прекрасным он казался и зимой в ясные морозные дни и лунные ночи, весь белый, тихий, прозрачно-чистый...»

Увы, мы ничего или почти ничего не знаем о духовных подвижниках России. В поисках смысла жизни мы часто преклоняемся перед духовными лидерами иных стран и народов. Но нельзя забывать, что Россия никогда не была обделена людьми, которые служили эталоном нравственной чистоты и духовного самосовершенствования. Таковы были и оптинские старцы – учителя и врачеватели душ человеческих: архимандрит Моисей, старцы Леонид, Макарий, Амвросий, Варсонофий...

Тысячи людей приезжали в скит со всех концов России, из её городов и деревень – знатные и простые, богатые и нищие, и никому не было отказа в несуетном, умном слове. «... Многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» – говорил отец Леонид – один из славной плеяды старцев Оптинских.

Глубокая сострадательная любовь была преобладающей чертой их отношения к людям. «Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим», – говорил старец Амвросий.

Сохранившиеся письма старцев к их духовным ученикам и воспоминания современников свидетельствуют о глубочайшем знании и понимании ими психологии поступков и помыслов человеческих, о способности провидения. Советы и наставления старцев – это кладезь и житейской мудрости, и сострадательной любви ко всем людям.

Старец Амвросий (1812-1891)

Старец Амвросий (1812–1891)

Незадолго до своей кончины в 1913 г. отец Варсонофий говорил: «...Знамения есть. Они и даны нам для познания времён. Ясно они видны людям, имеющим духовный разум... Храмы будут разрушены. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся. Это время не за горами. Попомните это моё слово».

ВРЕМЯ СКОРБИ

До страшных времён доживаем мы, но благодать Божья покроет нас.

Старец Варсонофий

Монастырь подвергся поэтапному уничтожению. Сначала у него отобрали все земли. В скиту было намечено устройство дома отдыха. Положение монастыря стало критическим. Чтобы как-то продержаться, оставшиеся трудоспособные иноки организовали сельскохозяйственную артель. Она просуществовала до 1923 года, когда монастырь был преобразован в музей «Оптина пустынь» (до 1927 г. ). Монахам было приказано оставить обитель и убраться вон. Часть из них вполне по-мирскому испытала, что такое арест.

А ещё раньше, зимой 1922 года, арестовали последнего старца Оптиной пустыни о. Нектария, человека весьма преклонных лет. Выпустили его в 1923 г., взяв подписку о невыезде, запретив принимать страждущих, утешать их поучениями, исцелять.

Архимандрит Исаакий (1810-1894)

Архимандрит Исаакий (1810–1894)

Позднее в Оптиной пустыни был организован санаторий для военнослужащих. Потом территорию пустыни превратили в концлагерь. В 1939 году сюда пригнали несколько тысяч пленных польских офицеров. Через некоторое время их увезли, дальнейшая судьба неизвестна. (Рассказывают, что в 50-х гг. на территории скита обнаружили в земле несколько польских боевых орденов. Кто-то зарыл, очевидно, самое дорогое, что у него было.)

Бог не уберёг от войны. Два месяца Козельск находился под оккупантами. После войны в Оптиной пустыни размещались госпиталь, воинская часть, дом-интернат для детей, чьи родители погибли в войну, и, наконец, профессионально-техническое училище, которое и сейчас содержит здесь свой транспортный парк.

Ущерб, нанесённый монастырю за все те и последующие годы, огромен. Было разобрано на кирпичи, а то и просто разрушено большинство культовых зданий и хозяйственных построек. Сохранилось только 40% монастырских стен. Все кельи заняли жители города Козельска. Подвергся осквернению некрополь.

Сильно пострадала заповедная роща. В 20-е годы здесь истошно завывала лесопилка. Вековые деревья, за которыми бережно ухаживали монахи, были пущены на доски. Музей возродили в 1957 году.

Начиная с 70-годов предпринимались попытки восстановления монастыря. Судьба Оптиной пустыни никогда не была безразлична людям тонкой души – краеведам, историкам, реставраторам. Но слишком скудны были отпускаемые средства, слишком мало было у мирских подвижников сил и возможностей, чтобы поднять монастырь из руин.

Старец Макарий (1788-1860)

Старец Макарий (1788–1860)

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наше дело сеять: Бог даст, когда-нибудь будут и плоды.

Старец Моисей

В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. От имени Патриарха Московского и всея Руси обителью правит наместник – архимандрит Евлогий (Юрий Смирнов), магистр богословия, профессор Московской духовной академии. Он определяет важнейшую задачу, стоящую перед обителью, следующим образом (1): «Мы озабочены сейчас воссозданием такого богослужения, в каком духовно родились знаменитые оптинские старцы... Мы ставим перед собой великую цель – понять сердцем, разумом, душой величие оптинского старчества, вжиться в него и передать наш опыт следующему поколению...»

С 1988 года и по настоящее время в Оптиной ведутся невиданные прежде по масштабам восстановительные работы. Разобраны завалы, восстановлены стены и многие строения монастыря. На строительных лесах немало добровольных помощников – паломников.

И хотя работы ведутся споро, сноровисто (так, наверное, работали наши предки на Руси, вкладывая в свой труд душу), тем не менее не ощущается шума и грохота, присущих обычной стройке, нет резких выкриков, вроде «Давай! Давай!», не говоря уже о брани. Само место обязывает к достойному поведению и труду.

Братия (а монахов в монастыре около 50, причём среди них – люди нескольких национальностей) с раннего утра до позднего вечера занята помимо служб самым разнообразным трудом. В подрясниках, в телогрейках, обутые в тяжёлые кирзовые сапоги, молчаливые и сосредоточенные, трудятся они во славу Божью, выполняя данное им послушание. Восстановительно-реставрационные работы не мешают монастырю выполнять свои уставные требования...

Вечернее богослужение в Введенском соборе. Обыкновенный будний день. Белизна стен, заново воссозданный иконостас. Несколько десятков верующих, в основном женщин и девочек-подростков. Молятся истово, творя крестное знамение и земные поклоны. Спокойный негромкий голос священника, читающего слова молитвы.

Сверху, из-под купола, струятся лучи солнца заходящего. Они как бы сливаются с огоньками свечек, зажжённых у образов, и единым мягким светом заполняется всё пространство храма. На душе спокойно, светло. Как будто звучат слова, несказанные, но ясно услышанные: «Всё теперь в жизни будет хорошо...» Это длится какое-то мгновение, но запоминается надолго.

«Место это намолено», – говорят монахи. Можно понять эти слова и так: не пройдёт бесследно, не исчезнет светлое, искреннее устремление помыслов к высшему многих тысяч людей на протяжении веков.

Главный архитектор, реконструктор обители Александр Днепровский. Хлопот невпроворот

Главный архитектор, реконструктор обители Александр Днепровский

«Мы озабочены сейчас воссозданием такого богослужения, в каком духовно родились знаменитые оптинские старцы... Мы ставим перед собой великую цель – понять сердцем, разумом, душой величие оптинского старчества, вжиться в него и передать наш опыт следующему поколению...»

***

1 – Полностью эта беседа воспроизведена в журнале «Наука и религия» – номер 5, 1990 г.

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

Наброски мыслей о мышлении

Духовное сердце России. Оптина пустынь в прошлом и настоящем

Оптина пустынь

Молитва последних Оптинских старцев

Паломники