Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №10-12 (41-43) 1994 год

Добрые люди мира. Опыты неортодоксальной агриографии

О Господи, соделай меня орудием Твоего мира: сделай, чтобы туда, где ненависть, я вносил любовь; туда, где оскорбление, я вносил прощение; туда, где раздор, я вносил согласие; туда, где сомнение, я вносил веру; туда, где заблуждение, я вносил истину; туда, где отчаяние, я вносил надежду; туда, где печаль, я вносил радость; туда, где мрак, я вносил Твой свет.

О Господи, соделай так, чтобы я искал: не столько быть утешенным, сколько утешать; не столько быть понятым, сколько понимать; не столько быть любимым, сколько любить.

Ибо отдавая, мы получаем; прощая – обретаем прощение; умирая – воскресаем к жизни вечной.

Франциск Ассизский

Из своей исторической дали они не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещать нам путь, не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить – значит любить ближнего, то есть помогать ему жить; больше ничего не значит и больше не для чего жить.

В. О. Ключевский

Во все века у всех народов были праведники, жившие, говоря словами Толстого, «по-Божьи». О таких людях, принявших к сердцу и исполнявших вечные заповеди, говорится в Библии. За две тысячи лет после Христа примеров добра накопилось предостаточно, но, увы, историческая память везде и всегда лелеет имена венценосных убийц и худородных разбойников, разрушителей, злодеев и смутьянов, а не праведников и миротворцев.

И сверкают в истории такие «звёзды», как Аттила, Луций Катилина, Чингисхан, Малюта Скуратов, вплоть до Гитлера, Сталина и Саддама Хусейна. И уравновесить их будто бы нечем. Видимо, о «сильных личностях» и петь, и писать, и слушать интереснее. Недаром в России так много песен сложено об Иване Грозном и Степане Разине.

Поэтому нужно извлечь из забвения тех, кто собственной жизнью утверждал общечеловеческие истины, доказывал возможность и неизбежность добра и существование Бога. И ни в коем случае не стоит забывать, что они не были исключениями. Существует легенда, что на Земле постоянно бывает сорок праведников, на которых держится мир. Но это – число притчи. А в истории?

Был не только Франциск Ассизский, но множество францисканцев, не одна Флоренс Найтингейл, но тысячи сестёр милосердия, были целые организации – Армия Спасения, Корпус Мира, Фабианское общество, американское общество «АРА», помогавшее в 20-х годах голодающей России; были безвестные миссионеры; шведы, предоставившие норвежцам самостоятельность без единого выстрела; сторонники Ганди, добившиеся национальной независимости мирным путём... Такие люди были, есть и будут всегда. Стоит только внимательно приглядеться к истории и посмотреть вокруг.

На страницах «Социума» перед вами предстанут некоторые из таких людей; каждый из них может быть назван по праву славным именем «Человек мира».

Может быть, настало время начать создавать отдельную Всемирную энциклопедию «Добрые люди мира» – нескончаемый свод биографий тех, чья жизнь была как бы осенена молитвой Франциска Ассизского.

Легче познать людей вообще, чем одного человека в отдельности. Франсуа де Ларошфуко

ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ

Флоренс Найтингейл родилась в Италии в 1820 году. Она была дочерью богатых родителей. Мать мечтала о блестящей партии для неё. Но в 1837 году Флоренс, подобно Жанне д’Арк, услышала голос Бога, призывавший её к служению. Она долго колебалась с выбором, а в 1844 году решила стать медицинской сестрой.

Семья запротестовала. В то время эта профессия считалась низкой: большинство сестёр пьянствовали и распутничали. Но Флоренс была тверда. Она неоднократно отклоняла предложения знатного аристократа – лорда Хаутона, хотя любила его. Решила всем пожертвовать ради призвания.

В 1851 году она стала сестрой милосердия в Германии. Затем в 1853 году реорганизовала маленькую лондонскую больницу под названием «Институт заботы о больных женщинах благородного происхождения, оказавшихся в трудных обстоятельствах».

1854 год. Крымская война. Осада Севастополя. Военный министр пригласил Флоренс в Крым. Английские госпитали, по словам газеты «Таймс», были в ужасном состоянии. Они оказались ветхими, грязными, пустыми лачугами. Не хватало не только медицинского оборудования, но и элементарных удобств. Флоренс привезла с собой 38 сестёр, и через месяц на её попечении было пять тысяч раненых.

Сверхчеловеческими усилиями она создала порядок из хаоса, работая днём и ночью, по двадцать часов в сутки, преодолевая интриги чиновников. Каждый вечер совершала обход госпиталей. Не только навела чистоту – изменила в целом отношение к рядовым солдатам. Они её боготворили.

Когда вести о её подвижничестве достигли Англии, последовал взрыв энтузиазма, породивший движение за реформы в армии. Уже в 1857 году была создана комиссия по обследованию санитарных условий в армии. Впервые в истории стали научно исследовать питание, быт и здоровье солдата в мирное время. Флоренс опубликовала книгу «О том, что мешает здоровью солдат и эффективности госпиталей». В 1859 году такая же комиссия была создана для английской армии в Индии. Рапорты комиссий посылались Флоренс. Военное министерство вынуждено было советоваться с ней. Английские вице-короли Индии один за другим приезжали учиться у неё.

Её деятельность не ограничивалась армией. В 1860 году на собранные деньги она открыла школу медсестёр для больницы Святого Фомы. Так началось их современное обучение. От огромных нагрузок здоровье Флоренс пошатнулось. Она продолжала работать, будучи тяжело больной. Под конец создала отделения сестёр по округам и руководила ими. «Ушла от дел» в 1872 году.

Со временем о ней настолько забыли, что, когда в 1907 году её наградили орденом «За заслуги», это всех поразило – думали, что Флоренс давно умерла. Она постепенно теряла зрение и скончалась 13 августа 1910 года. Ее хотели похоронить в Вестминстерском аббатстве, усыпальнице великих людей Англии, но в соответствии с завещанием её прах нашёл упокоение на семейном кладбище.

Превыше материи есть только одно... И это одно – иллюзия, будто существует нечто превыше материи. Г. Уэллс. Автор рисунка: А. Дюрер

ЖАН-АНРИ ДЮНАН

Жан-Анри Дюнан, основатель Красного Креста и Всемирной ассоциации молодых христиан, родился в Женеве в 1828 году. Он участвовал в походе Наполеона III в Италию и стал свидетелем битвы при Сольферино, когда французская армия разгромила австрийскую. Раненых с обеих сторон оказалось около сорока тысяч.

Потрясённый этим, Дюнан выпустил в 1862 году книгу «Воспоминания о Сольферино», где предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность и религию, чтобы предупреждать и облегчать страдания во время и войны и мира. Так возник Красный Крест.

В 1863 году в Женеве состоялась конференция, и 22 августа 1864 года первая Женевская конвенция была подписана. С тех пор Красный Крест (впоследствии в мусульманских странах появился аналогичный ему Красный Полумесяц) оказывал помощь и спасал жизнь миллионам людей. К Женевской конвенции присоединялись всё новые страны.

В своё время СССР не подписал Женевской конвенции. Сталинский режим считал её орудием империализма, и в результате обрёк на муки и смерть миллионы советских пленных в 1941–1945 годах. (Между тем предложение Дюнана заключить международные соглашения о раненых на войне было принято повсеместно, и даже гитлеровская Германия, подписав конвенцию, вынуждена была обращаться с военнопленными других стран не так жестоко, как с советскими.)

Деятельность Дюнана не ограничивалась заботой о раненых. В 1863 году он выпустил книгу «Рабство у мусульман и в США», в 1865-м – «Братство и международное милосердие во время войн».

Остаток жизни Дюнан провёл в бедности, посильно продолжая свою борьбу за гуманное отношение к пленным, отмену рабства, введение Международного суда, всеобщее разоружение, обретение евреями родины. Но скоро о нём забыли. Лишь в 1895 году репортёр швейцарской газеты «открыл» его вновь. Дюнан стал получать знаки отличия и награды, а в 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Он скончался в 1910 году.

Торопись обрадовать добрым словом встречного, быть может, больше не придётся встретиться. В. Ян

ВИЛЬЯМ БУТ

Вильям Бут, основатель и генерал Армии Спасения, родился в Англии, в Ноттингеме, в 1829 году в семье строителя. Его отдали в ученики содержателю ломбарда. Пятнадцати лет он уже почувствовал тягу к проповедям, но вынужден был и впредь заниматься нелюбимым делом. В 1849 году переехал в Лондон, где снова продолжил работу в ломбарде – нужно было помогать семье.

В Лондоне он встретил Катерину Мумфорд, свою будущую жену и соратника. В 1850 году стал проповедником методистской церкви, через девять лет порвал с методистами и начал проповедовать независимо. Он искренне считал не верующих в Бога обречёнными на муки, но очень жалел тех, кто оказался на дне. Ненавидел грязь, нищету и страдания.

С 1864 года он проповедовал где только можно, часто под открытым небом. Основал в Уайтчепеле, бедняцком районе Лондона, миссию, ставшую основой Армии Спасения. Эта «армия» была, в сущности, организована для самозащиты – митинги проходили очень бурно, много лет последователей Бута штрафовали и сажали в тюрьмы за нарушение покоя. Правила Армии Бут сформулировал, взяв за образец английские вооружённые силы. В Армии Спасения есть офицеры, рядовые, во главе – генерал.

Сперва Бут встретил сильное сопротивление со стороны властей и общества. Армия, как предполагалось, должна была только призывать к нравственному совершенствованию, обращать в истинную веру. Но жизнь бедноты, особенно в больших городах, была столь тяжела, что людям было не до наставлений, хотя члены Армии били в барабаны и трубили в трубы на всех перекрёстках, сзывая народ и не обращая внимания на насмешки.

И Армия Спасения стала организовывать ночлежки и завтраки, бесплатные разумеется. Особое внимание Армии привлекла жизнь англичан, уехавших искать счастья за океаном. Их обучали, обеспечивали работой. Всеми силами Армия старалась привлечь людей к работе на земле и под конец побудила государство помогать начинающим фермерам.

Бут неустанно разъезжал повсюду, организовывал и проповедовал. В 1890 году вышла его книга «Та Англия, что во мраке, и как из него выбраться». Здесь он предложил десять способов, уничтожающих нищету и порок: 1) городские посёлки, 2) сельские посёлки, 3) заморские посёлки, 4) отряды помощи на дому, 5) дома спасения для падших женщин, 6) дома излечения от пьянства, 7) отряды у тюремных ворот, 8) банк для бедных, 9) юридические конторы для бедных, 10) «Уайт-чепел – на море».

Для Бута собирались деньги, и большая часть его предложений была выполнена. По мере реализации этого плана прекращались сопротивление и насмешки. Король Эдуард VII пригласил Бута на свою коронацию.

Жена Бута, женщина-проповедник (в Армии Спасения изначально было полное равенство мужчин и женщин), была верной помощницей мужа. Сын их, Вильям Брамвел, начальник штаба, выдвинулся в кампании борьбы против торговли женщинами. Ему удалось доказать на суде реальность этого зла, и был принят соответствующий закон, пресекающий подобные преступления. Жена Вильяма, Флоренс, добилась в 1918 году государственной субсидии одиноким матерям.

Бут тяжело переживал смерть жены и прогрессирующую потерю зрения. В 1912 году он умер. Его заветом было: отщепенец может вернуться в общество, если убедится, что добрые люди заботятся о нём, как бы низко он ни опустился. Подлинная сила человека – в религиозном убеждении и гуманизме.

С 1880 года Армия Спасения постепенно завоёвывала мир. Сейчас в ней свыше ста тысяч офицеров и рядовых. У неё – центры восстановления здоровья, детские больницы, бюро трудоустройства, лагеря летнего отдыха для детей и женщин, колонии прокажённых. Она организует помощь одиноким матерям, заключённым и их семьям.

Любовь есть боль. Кто не болит (о другом), тот и не любит (другого). В. Розанов. Художник Г. Метсю

ДЖОВАННИ БОСКО

Джованни Мельхиор Боско, основатель ордена салезианцев, родился в Италии в 1815 году в очень бедной семье. В 1841 году он стал священником в Турине и вскоре обратил внимание на деревенских пареньков, приходивших в город на заработки и легко подпадавших под влияние преступного мира. Боско начал работать с этими подростками, снял в долг помещение, занялся религиозным воспитанием и образованием ребят, не пренебрегал разумными развлечениями и играми.

Постепенно под его началом стали обучаться 700 мальчиков. В его школе обучали и ремёслам; была там и красивая церковь – всё, созданное трудом Боско с помощью благотворителей. Кроме того, Боско был проповедником и писателем. В 1877 году в книге «Система профилактики в воспитании молодёжи» он выдвинул принципы: «Предупреждать, а не подавлять, действовать разумом, религией, любовью».

Очень много значили его искренность по отношению к детям, стремление вести их за собой, а не загонять силой в какие-то рамки. Жизнерадостный, «солнечный» нрав, готовность помогать каждому и способность к тяжёлой работе снискали Боско всеобщее признание. В 1864 году он, чтобы осуществить свои идеи, основал «Общество святого Франциска де Саль» (епископ Женевы в XVI веке), которое после его смерти распространилось в Англии, Франции, Италии, Испании и Южной Америке.

Обычно его называют Салезианским орденом. Вместе с Марией Мазарелло Боско создал общество монахинь для такой же работы с девочками.

В 1888 году Боско скончался. В 1934 году католическая церковь причислила его к лику святых.

Каждый человек, который серьёзно относится ко всему, что думает и делает, – святой. Г. Гессе

ФЁДОР ГААЗ

Гааз Фридрих Иосиф (Фёдор Петрович), старший врач московской тюремной больницы, родился в 1780 году близ Кёльна. В 1803 году приехал в Россию. Был главным врачом Павловской больницы в Москве. В 1809 году открыл серные источники на Кавказе. С 1813 года снова жил в Москве, стал частным врачом с большой практикой, богатым и преуспевающим. В 1829 году вошёл в «Общество заботы о тюрьмах». Оставил практику и весь отдался новому делу.

Тюрьмы были сырые, холодные, грязные. Арестанты содержались в них без различия пола и возраста, рода преступлений, малолетки – вместе с ворами и убийцами-рецидивистами. Не было никакой медицинской помощи. Как наказание применялись колодки и ошейники со спицами, не дающими уснуть. На этап арестантов отправляли попарно скованными железным прутом.

Гааз долго боролся за замену этого прута более удобными кандалами. Так как кандалы стоили дороже, Фёдор Петрович оплачивал их изготовление из своих средств. По его настоянию перестали обривать полголовы ссыльным. Московская тюрьма была перестроена. Гааз заставлял перековывать заключённых в своём присутствии и, горячо споря с начальством, вынуждал оставлять больных в Москве. Он раздавал осуждённым свои нравоучительные книги. Потом переписывался с ними, посылал деньги, виделся с их родными. Его прозвали «святым доктором».

В 1834 году Гааз настоял на создании «Комитета справщиков по тюремным делам», и, так как члены комитета ленились выполнять свои обязанности, сам за всех собирал справки, разъезжал по судам, канцеляриям и полицейским участкам. Он также собирал деньги на рубахи и тулупы заключённым. Ходатайствовал за невинно осуждённых (сохранилось 142 таких ходатайства).

Доктор Гааз писал прошения Николаю I и прусскому королю (брату царицы) и часто добивался помилования или смягчения участи осуждённых. Он убедил известного купца Мерилиза пожертвовать 100 тысяч на Библии для арестантов, сам закупал книги и отправлял в Сибирь. Он тщетно добивался отмены закона, разрешающего помещикам ссылать крепостных. Благодаря Гаазу было выкуплено на волю 74 взрослых и отпущено даром 200 детей.

В Москве он, тюремный врач, заботился о больных. Особо требовал, чтобы никто – ни больные, ни персонал, ни посетители не лгали. За ложь всех штрафовал в пользу бедных. Добивался введения в больнице устава о трезвости. Воспользовавшись случаем, поселил в казённом здании у Покровки бездомных и после споров с генерал-губернатором отстоял дом. Так без официального утверждения возникла больница доктора Гааза.

Популярность врача была столь велика, что во время холеры 1848 года генерал-губернатор просил его успокоить народ, который безоговорочно верил Гаазу. Для одних он был чудак, фанатик, для других – святой. Высокий, голубоглазый, во фраке, коротких панталонах и чулках (заштопанных), он неустанно трудился, повторяя свой девиз: спешите делать добро. 16 августа 1853 года в своей маленькой квартире при «Гаазовской» больнице он скончался. Хоронили доктора Гааза на католическом кладбище при огромном стечении народа.

Мудрость главенствует в советах, а судьба – в событиях. Гельвеций. Художник Виллем ван Миерис

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

Невзирая на протесты друзей, Альберт Швейцер, глава философского факультета, пастор, знаменитый органист, прославившийся также исследованиями творчества И. С. Баха, решил в 1905 году, в возрасте тридцати лет, резко изменить свою жизнь: отказался от блистательной карьеры.

Вдохновлённый евангельской притчей о богачах, он пришёл к выводу, что европеец, которому даны культура и знания, должен заботиться о неграх, эксплуатируемых и лишённых даже медицинской помощи. Шесть лет он изучал медицину и хирургию. Его жена, Елена Бреслау, дочь известного историка, сама занимавшаяся наукой, стала медсестрой. И в 1913 году они отправились в Габон, французскую колонию в Африке.

Из-за различия в религиозных взглядах Парижское миссионерское общество дало Швейцеру место для больницы на берегу реки – больше ничего. Всё пришлось делать самому. На деньги от концертов и лекций (во время поездок в Европу), гонораров за книги он, трудясь без отдыха, построил и оборудовал больницу и стал лечить местное население. Боролся с сонной болезнью, проказой и прочими недугами тропиков. Швейцер много размышлял о проблемах мировой цивилизации. Досуг для этого нашёлся в лагере, когда его и жену интернировали во время Первой мировой войны как германских подданных.

В 1925 году Швейцер вернулся в Габон, чтобы восстановить больницу и возобновить работу. Голод, болезни, наводнения, нужда делали его работу ещё более трудной, чем до войны. Спустя два года он решил переехать в глубь страны. Там построил новую большую больницу и руководил ею несколько десятков лет. Больница постоянно расширялась. Когда были открыты новые лекарства от проказы, то неподалёку появилась большая колония прокажённых.

Высокий, плечистый, энергичный, сосредоточенный, Швейцер, словно магнит, привлекал к себе людей. В делах он проявлял чисто крестьянскую смётку и управлял больницей, контролируя мельчайшие детали. С одинаковым энтузиазмом занимался он и умственным, и физическим трудом. Практичность и дотошность, сила воображения и умение созидать чувствуются в его хозяйственной деятельности не меньше, чем в теологии и философии.

В 1952 году Альберт Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира. В 1965 году он скончался.

ФРИТЬОФ НАНСЕН

Имя великого полярного исследователя известно у нас довольно хорошо. Гораздо реже вспоминают Нансена друга человечества, общественного деятеля. Началась эта часть его жизни в годы борьбы норвежцев за независимость, за расторжение унии со Швецией. Сама по себе эта борьба – редкое явление в истории, так как была бескровной и закончилась независимостью Норвегии. Обе стороны проявили мудрость. Прославились слова Нансена: «Любой союз, при котором одному из участников не дают пользоваться свободой, опасен и всегда будет опасным».

Нансен стал послом Норвегии в Англии. В 1917 году – главой миссии Норвегии в США. С 1920 года он глава норвежской делегации в Лиге Наций, предшественнице ООН. В 1920 году Лига Наций поручила Нансену репатриировать 50 0000 военнопленных. Возникли препятствия, так как советское правительство не признавало Лиги.

Однако оно согласилось сотрудничать с Нансеном как с частным лицом. Тогда он создал организацию «Нансеновская помощь» на деньги Красного Креста. Уже в сентябре 1921 года Нансен смог сообщить Лиге, что репатриировано 447 604 военнопленных из двадцати шести стран, а через год, что работа полностью завершена.

Но дел было ещё немало. В результате войны в Европе оказалось два миллиона беженцев, в том числе около полутора миллионов из России, несколько сот тысяч армян и греков, бежавших из Турции. Нансен делал очень много, чтобы облегчить участь людей, лишённых родины, защиты, «вида на жительство». Он ввёл для них удостоверения, «нансеновские паспорта», благодаря которым эмигранты могли спокойно существовать.

В августе 1921 года Красный Крест предложил Нансену организовать помощь голодающим России. Лига Наций отказала в деньгах. Нансен обратился к частным лицам, к другим организациям, выступал на огромных митингах и собрал нужную сумму. То же он делал для армян и греков, неустанно борясь со страданиями и нищетой. В 1922 году он получил Нобелевскую премию мира.

Умер Нансен в 1930 году, семидесяти лет. День его похорон, 13 мая, всенародно чтут в Норвегии.

Публикация А. Фридмана
Из журнала «Знание – сила»

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

Переживание человеческого

За очищающим огнём...

Добрые люди мира. Опыты неортодоксальной агриографии

Похождения души в пространствах бытия

Галерея в журнале «Социум»