Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №5. Май 1991 год

День белого лотоса

Елена Блаватская. Художник: О. Кандауров
Елена Блаватская. Художник: О. Кандауров

Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Блаватская истинно наша национальная гордость... Вечная слава ей.

Елена Рерих

Вместо предисловия

Эта статья о Елене Петровне Блаватской, русской женщине, чьё имя ещё при жизни стало легендой. Она ушла из этого мира 8 мая 1891 года, и с тех пор вот уже 100 лет её последователи на всех континентах отмечают этот день, именуемый ими Днём Белого Лотоса, в память о своём духовном учителе.

Отношение к самой Блаватской, как и к её философским трудам, было и остаётся неоднозначным. В Индии ей выстроен храм, в Европе и Америке в многочисленных теософских центрах ведётся изучение её наследия. Однако, как это нередко бывает, нет недостатка и в тех, кто ополчается на Блаватскую, хулит её, чуть ли не поносит.

А как к Елене Петровне относятся на её родине, в России? Лишь очень немногие знают о ней. Её имя только сравнительно недавно стало освобождаться от пелены забвения.

Полное раскрытие феномена Блаватской, опередившей не только своё, но и сегодняшнее время, ещё впереди. Была ли она действительно вестником грядущей эпохи с гораздо более высокой духовностью по сравнению с нынешним возможным уровнем (и отсюда её удивительные парапсихологические способности) или всё же правы те, кто утверждал и утверждает, будто то, что приписывают Блаватской – шарлатанство и обман? Ответ на этот вопрос можно получить только непредвзятым и глубоким исследованием её необычной жизни и столь же необычных философских трудов.

Елена – «совсем особое существо»

Елена Петровна Блаватская, в девичестве Ган, родилась в 1831 году в дворянской семье. Её отец происходил из рода мекленбургских князей, был артиллерийским офицером русской армии. Мать – Елена Андреевна, урождённая Фадеева (генеалогическими ветвями связанная с княжеским домом Долгоруких) – талантливая писательница, названная Белинским «русской Жорж Санд».

Девочка родилась настолько слабенькой, что её поторопились окрестить. В момент крещения на священнике загорелась риза. Он получил тяжёлые ожоги. Начавшаяся сумятица всё же не помешала довести обряд до конца. Младенцу же была предсказана судьба необыкновенная. Тогда никто не мог предположить, до какой степени станут пророческими эти слова.

Рано осиротевшая Елена и её сестра Вера (впоследствии писательница Жениховская) были взяты на воспитание в семью бабушки, окружившей внучек нежной заботой и любовью. Елена проявилась как личность весьма рано. Неординарность её была бесспорна. Родная тётка девочки Н. А. Фадеева вспоминала: «Моя племянница Елена совсем особое существо...».

У каждого из нас есть своё предназначение в этом мире, своя путеводная звезда. Но увидеть её совсем не просто. И счастлив тот, кто сумеет осознать себя, найти свой единственный и неповторимый путь. Тогда человек становится внутренне свободным, способным противостоять рутине вязкого бытия. Толчком к этому часто служит совсем непримечательное, порой «случайное», на первый взгляд, событие: строчки из книги, внезапно и навсегда врезавшиеся лучом в сознание; звуки музыки, на всю жизнь захлестнувшие душу; беседа с необычным человеком, после чего осознаёшь, что уже не хочешь, не сможешь жить, как раньше.

Нечто подобное случилось и с Еленой Петровной. Переворот в её сознании произошёл, когда было ей всего семнадцать лет от роду. Семья её деда – генерала Фадеева, переехала в Тифлис, и там-то Елена встретилась с князем Голицыным, слывшим человеком своеобычным. «То ли он маг, то ли прорицатель, а может, и вовсе масон», – судачили о нём в высшем свете.

Умный и проницательный Голицын сразу понял, что в юной аристократке заложены блестящие способности и что она существо не от мира сего. Но чтобы развить эти способности, необходимы знания духовные, «обретающиеся» на Востоке, хранящем древнюю мудрость.

Так вот она, заветная мечта! Молоденькая дворяночка круто, по-мужски решает изменить свою жизнь. Отныне путь её обозначен на Восток. Она вступает в жизнь непредсказуемую, полную опасных испытаний и лишений, отбросив навсегда судьбу спокойную и благополучную. Ей повезло – она не пожалеет о сделанном шаге.

Но для путешествия нужен паспорт, а он выдаётся только замужним женщинам. Елена спешно выходит замуж за чиновника по особым поручениям при губернаторе Тифлиса, Блаватского, – человека ничем не примечательного и к тому же по возрасту годящегося своей супруге в отцы. Брак был фиктивным, и через три месяца юная Блаватская, имея при себе скромные средства на существование, оставляет родных и кров. Её пароход отправляется в Египет.

Звезда странствий

Путь скитаний по миру Елены Блаватской был долгим – ни много ни мало 20 лет. Этот большой период её жизни окутан тайной. Упоминания о нём в литературе противоречивы. Сама Елена Петровна почти не говорила о своих странствиях.

Она переезжает из одной страны в другую, путешествует по Египту и Сирии, исследует Индию, посещает Европу; через Китай и Японию попадает в Америку. Всякий раз, когда средства на путешествия подходили к концу, Елена Петровна, «изворачиваясь», находила тот или иной выход. Была даже как-то наездницей в цирке.

А вот и другие существенные «грани» её странствий... Ходила молва, что она в составе войск Гарибальди участвовала в одном из сражений и была ранена. Толковали, что Блаватская будто бы изучала оккультные науки, жила среди чёрных магов Нового Орлеана, но вскоре решительно с ними порвала. Да мало ли былей-небылиц сопутствовало этому имени!..

Знакомство Блаватской с древними цивилизациями Востока утвердило её в мысли о том, что ключ к постижению тайн, точнее, к тайным знаниями мироздания хранится в сердце Азии – Тибете. Итак, конечной целью её странствий становится Тибет, окутанный легендами о священной стране Шамбале и пребывающих там Великих Учителях человечества – Махатмах.

Трижды Блаватская тщетно пытается проникнуть в Тибет. Ни лютый мороз, ни горные пропасти, ни даже угроза мучительной казни (ведь местные власти под страхом смерти не разрешали въезд никому из чужестранцев в эти пределы) не останавливают её.

Блаватская даже совершает попытку пересечь границу, спрятавшись в повозке под ворохом сена, но её обнаруживает индийская пограничная стража, к счастью, не тибетцы, иначе не сносить бы ей головы. И только в четвёртый раз ей наконец сопутствует удача: вместе с проводником-туземцем она попадает в Тибет. Последователи Елены Петровны утверждают, что ей удалось достичь таинственной Шамбалы, где она встречалась с Махатмами, овладевала древними эзотерическими знаниями.

Эзотерика – сокровенная мудрость, идущая из глубины тысячелетий, которой обладают только посвящённые. Она хранит глубокие знания о Боге, мироздании, человеке. Именно с середины XIX века начинается выход эзотерики «на поверхность» – к этому времени развитие человечества достигает того уровня, когда ему уже может постепенно открываться доселе неведомое. Предполагается, что соединение материалистической науки с духовными знаниями способно дать новый толчок в эволюционном движении по спирали – и тогда появится возможность рождения нового человека, о котором говорил Владимир Вернадский. Воля как проявление разума будет воздействовать на саму природу человека, перестраивая его, приводя в соответствие нравственное начало с бытием...

От Махатм, Учителей, Блаватская узнаёт о своём предназначении – выступать с проповедью духовности, помогая людям в познании теософии. Базирующаяся на эзотерических знаниях теософия, или Божественная мудрость, как считают последователи этого учения, составляет внутреннюю суть всех мировых религий. Только благодаря этому учению, убеждены теософы, можно познать истинную картину мироздания, правильно понять предназначение человечества, выявить его дальнейшую эволюцию.

«Нет религии выше истины»

Для выполнения своей миссии Блаватская приезжает в Америку – страну с относительной веротерпимостью, и в 1875 году основывает в Нью-Йорке теософское общество. Главной целью этого общества было создание всеобщего братства людей без национальных, религиозных и кастовых различий, ибо «всё, ведущее к единству, есть добро; всё, ведущее к разъединению, есть зло».

Чтобы привлечь внимание общественности к теософии, Блаватская проводит публичные сеансы, на которых демонстрирует свои выдающиеся экстрасенсорные способности, в том числе, выражаясь языком современным, феномены ясновидения, телепатии, телекинеза. Елена Петровна была весьма далека от того, чтобы добиваться шумного успеха, подавая себя, как говорится, изумлённой публике. Своими сеансами – своеобразными практическими иллюстрациями теоретических основ теософии – она хотела убедить людей в том, что существуют параллельно с нашим физическим миром миры тонкие, невидимые и не познанные человеком. Контакт с ними возможен лишь по мере овладения духовными знаниями.

Добрыми намерениями вымощена... Ну, вы знаете! Другими словами, всё, что непонятно, не подтверждается признанными авторитетами, очень часто, если не всегда, относят к разряду шарлатанства. В этом смысле, кстати, конец века нынешнего, двадцатого, мало чем отличается от прошлых времён. Поползли упорные слухи – не надувательство ли всё это «по Блаватской»? В прессе появились ядовитые статьи как против самой Елены Петровны, так и против учения, которое она пропагандировала.

Для современников – да только ли для них – Блаватская была явлением непонятным, тревожащим. Её учение о тонких мирах, подрывавшее основательной плотности твердыни материалистической науки (понимаемой, впрочем, многими весьма схоластически, если не сказать вульгарно), раздражало. Даже самые близкие Елене Петровне люди, и те далеко не всегда понимали её. Клевета, изощрённая травля, даже судебные процессы становятся её постоянными спутниками. Да ещё и уязвима, легко ранима была Блаватская по натуре своей.

Каким только гонениям не подвергалась Блаватская. Английские власти обвиняли её в шпионаже в пользу России. Её ненавидели иезуиты, пакостя ей всячески... Всех врагов не перечесть.

Выпады против Елены Петровны Блаватской, начавшиеся ещё в XIX веке, не утихают и по сию пору. И, может быть, уместно привести здесь во вразумление «ниспровергателей» Блаватской слова митрополита Санкт-Петербургского Исидора, человека образованного и, главное, мудрого. Он встречался с Еленой Петровной в то время, когда она (после первого десятилетия странствий), возвратясь на родину, задержалась в России на несколько лет, после чего оставила страну навсегда. Так вот, митрополит Исидор, которому Елена Петровна рассказывала о своих странствиях и демонстрировала феноменальные возможности психики, «удивлён был вельми», однако «бесовщины в том никакой не усмотрел». Напротив, он на прощание благословил Блаватскую и напутствовал её словами, которые остались ей памятны и дороги: «Нет силы не от Бога! Смущаться ею Вам нечего, если Вы не злоупотребляете особым даром, данным Вам... Мало ли неизведанных сил в природе. Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он со временем может употребить их на пользу всего человечества... Бог да благословит Вас на всё хорошее и доброе».

Путь завершён. Предназначение исполнено

Елена Петровна оставила нам большое наследие. Из написанного немало было посвящено различным аспектам теософии. Её книги, переведённые на многие языки, издавались и продолжают издаваться и сейчас во всём мире – интерес как к трудам Блаватской, так и к её личности значителен, причём в наше время едва ли не больший, чем прежде.

Можно углубиться в её литературно-этнографические очерки «Из пещер и дебрей Индостана», оценить необычность и глубину книги Блаватской «Ключ к теософии» и так далее. Однако хоть какая-то степень постижения мировидения Блаватской станет нам доступна лишь при знакомстве с фундаментальными трудами автора по эзотерике.

В 1876–1877 гг. Блаватская пишет «Разоблачённую Изиду», где она даёт сравнительный анализ мировых религий, показывает единую связь между ранним христианством, буддизмом и каббалой, опираясь при этом на археологические открытия и многочисленные исторические факты.

Изида – древнеегипетская богиня, символ и хранительница тайных знаний. Её статуя воздвигалась перед входом в храм, предназначенный для мистериальных церемоний посвящения жрецов. Лик богини был невидим под покрывалом; на её коленях лежала закрытая книга. Надпись на постаменте гласила: «Ни единый смертный не поднимал моего покрывала».

«Разоблачённая Изида» поражает смелостью мысли, нетрадиционностью трактовки, казалось бы, известных истин. Название книги прочитывается ещё и так – «Изида, приоткрывающая свои покровы, сообщает людям эзотерические знания». Нужно ли говорить, что овладеть этими знаниями совсем не просто, ибо боги не отдают своих тайн по сходной цене.

Главный итоговый труд жизни Елены Петровны Блаватской – «Тайная Доктрина» – трёхтомное произведение с обширными комментариями, составляющими отдельный том. Цель этого труда, как определила её сама Блаватская, заключается в том, чтобы доказать: Природа – это не «случайное сочетание атомов»; и ещё – у человека есть его законное место во Вселенной. В этом труде ей удалось свести воедино множество всего, что сокрыто в символах откровений различных религий и составить общую гармоническую картину мироздания.

Закономерно возникает вопрос. Создавшая эти труды должна была обладать поистине энциклопедическими знаниями, высочайшим уровнем научного мышления, блестящим талантом литератора. «Я дивлюсь происшедшему с Еленой феномену внезапного всезнайства и глубочайшей учёности, свалившейся на неё как с неба, – гораздо больше, чем всем чудесам, которые ей приписывают её поклонники-теософы», – свидетельствовала Вера Желиховская.

Сама Блаватская однозначно высказывалась по этому поводу, говоря в шутку, что она лишь «телефон посвящённых Адептов». Елена Петровна утверждала, что пишет свои груды под диктовку Учителей, благодаря телепатической связи, и роль её состоит лишь в обнародовании идей Махатм.

«Тайная Доктрина» потребовала от Блаватской нечеловеческих усилий. Изнурённая болезнями и издёрганная кознями недоброжелателей, Елена Петровна работала за письменным столом по двенадцать-четырнадцать часов в день. Она очень торопилась, чувствуя, что жизнь её подходит к концу. Написанные листы летели прямо на пол, позже ученики приведут всё в порядок. Несколько раз она просила Учителей продлить ей немного срок земного бытия, чтобы успеть закончить этот труд. Врачи поражались: Блаватская возвращалась к жизни из, казалось бы, обречённого состояния; и снова – к письменному столу, не разрешая себе ни минуты отдыха и покоя. Наконец, поставлена последняя точка.

Елена Петровна умерла тихо, днём, сидя в своём привычном рабочем кресле. Миссия закончена, земной путь завершён, предназначение исполнено.

* * *

«Тайная Доктрина» была написана в оригинале на английском языке, а перевела его на русский другая замечательная женщина, близко знавшая и глубоко почитавшая Блаватскую – Елена Ивановна Рерих. В России было немало последователей Блаватской. Кроме Рерихов назовём хотя бы таких выдающихся людей, как Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Александр Скрябин, Константин Циолковский...

Что же касается нас, соотечественников и потомков Елены Петровны Блаватской, то будем надеяться, что не за горами то время, когда и мы обратимся к изучению её философского наследия. Ради поисков истины, во имя почитания человека, отдавшего этим поискам жизнь.

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

День белого лотоса
Справедливость – искусство неравенства
Живое мироздание
ЦИТАТЫ