Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №30-31. 1993 год

«Демократия – это диктатура»

Автор рисунка: Луис Бенкомо
Автор рисунка: Луис Бенкомо

Ждала спасителя Россия, жила, тасуя фотографии, и, наконец пришёл Мессия, и не один, а в виде мафии.

Игорь Губерман

Формула «демократия – это диктатура» у Оруэлла как-то выпала. То, что свобода – это рабство, война – это мир, а невежество – это страшная сила, мы хорошо усвоили. А вот что демократия – это диктатура, не уловили. Наверное, потому что «диалектику учили не по Гегелю». Впрочем, великий учитель Сталин выдал именно в наших краях диалектический перл «государство отмирает через своё усиление» – и всем всё было ясно. Вот и немецкий друг советской державы Фейхтвангер после личной встречи с вождём в своей книге «Москва 1937», умилившись, записал: «Демократия – это господство народа, диктатура – господство одного человека. Но если этот человек является таким идеальным выразителем народа, как у нас, разве тогда демократия и диктатура не одно и то же?»

Фото В. Суворова

Автор фото: В. Суворов

Или наш «зелёный друг», или «деревянный» (о демократизации всея Руси)

В физике есть понятие «вырожденного состояния». Скажем, вырожденный газ по своим свойствам похож уже не на газ, а на нечто противоположное – металл. Так и в нашем случае. Безграничная демократия – это вырожденная демократия, и в этом качестве она не отличается по своим последствиям от диктатуры.

Кто-то возмутится: опять нападки на издержки нашего перехода к рынку, а на самом деле – хуление общечеловеческих ценностей?

Итак, общечеловеческая ценность... У меня сложилось впечатление, что таковой у нас с некоторых пор стал наш зелёный друг – доллар. Он, подобно массивной планете, периодически покачиваясь туда- сюда, мощно движется по мировой экономической орбите (его дрязги с дойче-маркой не в счёт). С ним всё окей.

А вот с отечественной демократией, которая в своей экономической деятельности предоставляет доллару возможность наседать и вытеснять рубль, – дело швах.

В её тени безналичные рубли (по-современному говоря, «безнал») разными махинациями переводятся в наличные («нал» на том же новоязе), те меняют на доллары, на которые покупают сырьё по обратному рублёвому курсу – очень дёшево для доллара, – сырьё сбывается по мировым ценам за границей, после чего на малую часть валютной выручки приобретают ширпотреб, идущий на ура по бешеным рублёвым ценам в наших пределах, рубли меняют на зелёные и (см. начало предложения).

С каждым циклом, с каждым вояжем за кордон доллар размножается, как китайский кролик. Или вот простой способ, не отличимый от мошенничества, но никак не наказуемый. Некая псевдофирма берёт рублёвый кредит для благого дела, скажем, на помощь сиротам и, получив возможность купить по льготному курсу доллары, тут же их продаёт на бирже, традиционно отличающейся высокими курсами обмена, – где-нибудь в Петербурге, – после чего кредит возвращается («Хотели, но не получилось благое дело-то»), а громадный куш остаётся в кармане несостоявшихся «меценатов».

Сегодня состояния делаются именно в России. Ладно. Что здесь плохого? Всё превосходно – для обладателей долларовых кошелок. Вот смотрите. Основные фонды КамАЗа в прошлом году оценены в 4 млрд рублей (они же по внешней аудиторской проверке стоят 14 млрд долларов США).

Владелец валюты (между прочим, им может вдруг оказаться гражданин России и даже, может статься, бывший член ЦК «направляющей и руководящей») имеет шанс приобрести сей автогигант за сумму порядка миллиона долларов. Столько стоит небольшой семейный дом в солнечной Флориде.

О вранье (экономический этюд)

Расхожая филиппика сторонников построения капитализма в одной взятой отдельно от здравого смысла стране звучит так: мы же все хотели благ западной цивилизации, но для их получения нужно пройти этап первичного накопления. А это суровые законы наживы, режущие до слёз контрасты богатства и нищеты.

Запад мужественно прошёл этот период, пережил и зажил. Теперь наш черёд. Выше голову! Не мы, но дети наши... Враньё, уважаемые сударищи. Не проходим мы ныне никакого первоначального накопления.

Господа коммунисты-приватизаторы! Землевладельцы в Англии, расширяя производство шерсти, отказывали крестьянам в аренде земли, отходившей под новые и новые пастбища для овец.

Вчерашние земледельцы вынуждены были мигрировать в города и там наниматься работать за гроши по 12–14 часов в сутки на производстве. Но ведь на производстве! Потому-то так стремительно росло экономическое могущество Англии, которое быстро через тред-юнионистское движение позволило улучшить и положение рабочих на фабриках.

Господа коммунисты-приватизаторы! В нашем и вашем отечестве на фоне марксового «абсолютного и относительного обнищания трудящихся масс» происходит развал экономики в сочетании с разрушением экологического равновесия. Да и вообще нельзя повторить давно пройденный этап социального развития ещё раз.

Абсурдно начинать строить электронную промышленность, начиная с мастерских по изготовлению паровых машин Уатта, твердя при всём при том, что-де низковатый КПД сих агрегатов – лишь первоначальные трудности и что очень скоро этот низкий КПД преобразуется в чрезвычайное быстродействие компьютеров пятого поколения. Чрезвычайная наивность (ли? – Ред.), ведущая к чрезвычайным положениям.

Рисунок А. Бондарева

Автор рисунка: А. Бондарев

«Дешевизна» нашей нефти тоже враньё, сударищи. Взяв цену на нефть в долларах (17 долларов за баррель, то есть чуть более 100 зелёненьких за тонну) и умножив на курс порядка 1000–1500, получают цену нефти в рублях: около 150 000 рублей за тонну. У нас же она стоит на порядок меньше.

Видите, сколько ещё тянуть до мирового уровня? Но ведь курс доллара к рублю определяется возможностями получать рубли «из воздуха», потому-то доллар всегда будет воспарять над нашими кровными деревянными и мы никогда не догоним мировые цены на нефть. И потом, что же вы, уважаемые министры, вычисляя стоимость нефти в долларах, не делаете того же с зарплатой рядового автолюбителя?

Рисунок А. Вонсовича

Автор рисунка: А. Вонсович

О гласе народа (этический этюд)

Вырожденная демократия по своим этическим следствиям не отличается от диктатуры тоталитарного типа.

Примеры? – пожалуйста... Обывателю совершенно всё равно, убьет ли его славный сын партии наркомвнуделец типа Ежова или молодой бандит из дворовой шайки.

Ему нет никакой разницы, загнётся ли старик от голода в бараке или от недоедания в центре столицы, скосит ли мужика бацилла в таёжной ссылке или в отчей халупе, ибо ни там, ни там нет лекарства. (Недавно я лежал в онкологическом центре – в отделениях нет даже термометров.)

Столь ли важно, почему книга не дойдёт до читателя: потому что она запрещена или потому что нет средств на её издание?

Сегодня всё большая часть наших сограждан с грустью, как о временах первой любви, вспоминают «застойные годы» – «застольное счастье». А вдруг правы римляне, говорившие vox populi – vox Dei?

Российский нрав прославлен в мире,
его исследуют везде,
он так диковинно обширен,
что сам тоскует по узде.

Игорь Губерман

Не будем вспоминать Чили времён пиночетовских реформ. Нашим «застойным временам» далеко до Пиночета... И, между прочим, Китай*, который столь успешно проводит свои экономические реформы, что вышел на первое место в мире по темпам прироста производства, в политическом отношении не так уже демократичен.

Валерий Лебедев. Авторский дайджест по публикациям в «Независимой газете»

* По новейшим данным МВФ, по объёму национального производства в 1992 году Китай вышел на третье место в мире, примерно в 2 раза уступая показателям США и ненамного отставая от Японии. – Прим., ред.

Ещё в главе «Просвещение — право — власть»:

Братство Фёдора Ртищева

«Демократия – это диктатура»

Вождь нации как фактор в борьбе за бездифицитный госбюджет на 19... год (послесловие к происходящему?)