Открыть PDF
Дай, Господи, революцию без революционеров
Совсем недавно ушло из жизни поколение, которое, отдавая все силы строительству социализма, было уверено, что служит прогрессу человечества. Они покидали этот мир с чувством выполненного долга. А поколение, которое прощается с жизнью в наши дни, уходит уже с камнем на шее и на душе.
История – дело длинное, возможно, даже бесконечное, а биография человека коротка́: не успел разбежаться – и вот уже время вышло... Но одним выпала эра лозунгов, а другим эпоха перемен, а разве выбирали они сами?
С прошлым, тем более преодолённым, поверженным, нельзя обращаться как со злейшим врагом. В чём, действительно, следует разобраться, так это в том, почему мы так легко и неоднократно принимали зло за добро, и наоборот? Почему люди не замечают своих ложных уверенностей? Почему повторяются одни и те же ошибки и заблуждения?
Господи, пошли нам перемены без революций, революции без революционеров!
Особый вид разрушительной работы – это внушение ложных уверенностей, разрушение здравомыслия, взвешенности, логичности идей и поступков. Мозги у людей перепутались, плывут; многие ничего не понимают: что происходит, куда идём, за кого, против кого. Невероятная, непереносимая путаница. Во всей этой непролазной многозначности, запутанности, неуправляемости надо прорубить прямые ясные просеки. Собственно, главный поединок фашизма и гуманизма происходит сегодня на фронте борьбы за большую ясность в истолковании вывернутой наизнанку действительности.
Кто яснее объяснит, тот и победит. Но выражаться ясно, просто – это всегда означает выражаться недостаточно, это всегда в определённой мере обман. Упрощение достигается ценой потерь в достоверности. Но как достичь такой простоты и ясности, которые открыли бы перспективы не фашизму, а гуманизму? Тут начинается разговор о свойствах неправды, о типах неправды и даже о пользе неправды.
Свою природу мы не можем изменить, но мы можем лучше, эффективнее, опытнее учитывать её неизменность. Обстоятельства сильнее нас, но мы сильнее самих себя.
Когда одни люди убивают других людей, это означает, что они, без сомнения, сошли с ума. Это дикость. Цивилизация должна наконец-то в качестве фундаментального условия своего дальнейшего существования добиться прекращения межчеловеческих кровопусканий. Если живой человек для живого человека не станет священным существом, мы не выберемся из череды бедствий и скоро рухнем в чёрную дыру варварства.
Особый вид разрушительной работы – это внушение ложных уверенностей, разрушение здравомыслия... Автор рисунка: Е. Флисак
Всё дурное, злое, жестокое люди обычно совершают из добрых побуждений, во имя чего-то полезного и светлого. История буквально набита примерами того, как хотели хорошего, а получился кошмар. О чём это говорит? О том, что, когда люди что-то начинают, они часто не отдают себе отчёта в том, чем это может кончиться.
Несмотря на то, что мы способны мыслить, анализировать, несмотря на то, что обладаем богатым воображением, тем не менее нам чего-то не хватает, чтобы толково воспользоваться нашими способностями.
Нам не хватает разума. Это фундаментальный порок людей: ум есть, но его недостаточно. Его недостаточно для того, чтобы избежать целого ряда жизненных и исторических катастроф, бедствий. Можно с уверенностью сказать, что история человечества – это история глуповатых людей. Тут очень важно понять: речь не идёт о том, что мы все болваны. Ни в коем случае. Каждое столетие всемирной истории «прошито» выдающимися умами, да и «средний человек» вполне смекалист. Мы не идиоты, мудрости в нас немало, но её недостаточно. Наша реальная мудрость не покрывает те реальные опасности, которые нам угрожают.
В этом всё дело – нам не хватает немного ума, немного воображения, это небольшие нехватки, но их последствия носят катастрофический характер. Лучше бы нам не хватало много ума! Потому что именно из-за того, что не хватает чуть-чуть, немного, мы не в состоянии отдать себе отчёт в бедственности этих нехваток. Нам всё время кажется, что мы в состоянии исправить положение. Нам кажется, что дело в каких-то частных недоработках, «недодумках», в каких-то ошибках, которых мы уже в следующий раз обязательно не допустим. После трагедий и катастроф, постигающих нас, мы каждый раз обнаруживаем, что стоило чуть-чуть иначе действовать, и многого можно было бы избежать. Мы всегда допускаем, что недопущение допущенных ошибок вполне было в наших силах, в нашей власти.
Увы, это не так, это нам только кажется. Этого «чуть-чуть», этого «немного» нам не хватает всё время, постоянно, это повторяется и повторяется, это правило, это закон. Это такое «чуть-чуть», которым нам не удаётся овладеть, не удается принять его в расчет. А с учётом того, что над нашей головой сгущаются тотальные опасности, этот наш типичный, повторяющийся из поколения в поколение недостаток обретает просто фатальный характер.
Мы должны наконец разобраться в истоках этого нашего характерного коварства: почему повторяются одни и те же ошибки, почему, несмотря на то, что они кажутся вполне исправимыми, учитываемыми, они тем не менее не учитываются и не исправляются. Почему совершенно ясные уроки истории на протяжении столетий не усваиваются, не принимаются во внимание?
Ведь, казалось бы, яснее ясного: принцип крутых реформаторов – «ломай старое до основанья, а затем...» – приводит к бедствиям, трагедиям. Так было десятки раз. И тем не менее сегодня наши новые «крутые реформаторы» снова стремятся повторить эту методу, эту программу. Снова мы наблюдаем непримиримость там, где возможно согласие, ненависть там, где возможна взаимная сдержанность. И многое другое в этом роде.
В чём же тут дело? Я думаю, существует неустранимый разрыв между поколениями в усвоении уроков прошлого. Это чёрная дыра, в которую проваливается накопленный уходящим поколением опыт боле́й и разочарований, опыт совершённых ошибок. Фактически этот опыт не передаётся из поколения в поколение, он только записывается, он передаётся на бумаге, через слова, но не через чувства.
Те люди, которые сделали для себя глубокие, основательные выводы из прошлого, не успевают дожить до того времени, когда эти уроки надо практически учитывать. А те люди и новые поколения, которым история даёт возможность это сделать, увы, подобные уроки усваивают поверхностно, отвлечённо от собственных судеб. Им недостаёт того личного, заинтересованного упорства, без которого уроки прошлого не могут быть учтены и задействованы.
Новым поколениям приходится набираться горестного опыта заново, учиться старым, вечным истинам на собственных ошибках и заблуждениях. На это уходит жизнь, а когда дело доходит до необходимости и возможности опереться на свой опыт, этих людей уже нет, или они уже в том преклонном возрасте, когда мало на что способны. Так из поколения в поколение биологические циклы входят в противоречие с историческими.
Так из поколения в поколение биологические циклы входят в противоречие с историческими. Автор фото: Т. Хонти
Есть ли выход из этого тупика? Думаю, есть, хотя не уверен, что мы в состоянии до него дойти. Нужна переориентация культуры с проблем творения новых ценностей на проблемы эффективного усвоения старых, давно обретённых, хорошо известных. Актуальнейшая новая задача именно в этом: всем нам стать историками, добиваясь осознания исторических уроков – не из дали веков, а в пределах жизненного цикла одного поколения. Речь идёт не столько об объёмах, сколько о новом качестве усвоения. Речь идёт о новом отборе и новой последовательности того, что должно усваиваться, а также о том, как усвоенное должно работать в человеке и в обществе.
Человечеству уже известны истины и выводы, все те заблуждения и ошибки, понимание и учёт которых были бы вполне достаточными, чтобы обеспечить мировому обществу гораздо бо́льшую стабильность и уверенность. Всё, что требовалось пережить и узнать для устройства счастья, человечество уже пережило и узнало. Теперь нужно сделать так, чтобы эти переживания и знания работали в полную силу в каждом новом поколении. Если мы эту задачу не решим, если не перестанем бесконечно повторять старые просчёты и ошибки, конец истории неизбежен.
Представьте себе, что настоящее – это прошлое. Посмотрите на сегодняшний день как бы из будущего, глазами историка. Что вы увидите? Сразу же обнаружатся многие глупости, которые нам кажутся важными, серьёзными делами или глубокими суждениями. А что же на самом деле имеет значение? Всегда, во все времена имеют огромное значение чувства беспокойства, неуверенности, то, чем они вызваны, и то, как они гасятся. Очень важно понимать, какие общественные структуры нагнетают напряжённость. Мы люди, мы поддаёмся чувствам, настроениям, и это имеет огромное значение в жизни.
Душа живёт в теле, при теле, вместе с телом, неотделимо от тела, но она суверенна, независима. Очень важно это понимать, знать, иметь в виду. Эта высокая степень суверенности души, духовной работы является тем свойством, тем качеством человека, благодаря которому удаётся вынести даже самые тяжёлые испытания.
Душа – отдельное самостоятельное государство. Непонимание этого погубило социализм, его философию. Но не идеи марксизма. Не большевики околдовали Россию, не нацисты околдовали Германию. Околдовывало стремление людей быть околдованными. И всё, что происходит теперь с нами, – это расплата за предательство души, духа в человеке.
Духовность – это как бы ничто, улыбка света на человеческом лице; я бы даже сказал, возможность такой улыбки. Словом, какие-то «пустяки», «ерундовина». Но после смерти человека мы вспоминаем не то, как он поглощал пищу или воздвигал небоскрёбы, мы вспоминаем его улыбку, которая продолжает нас согревать, хотя тот, кому она принадлежала, давно ушёл в небытие.
Мы привыкли к себе, поэтому не замечаем своей чудесности. Способность видеть, способность воображать, способность ставить перед собой цели и достигать их – всё это нечто совершенно фантастическое! А метаморфозы человеческого духа: злодей вдруг становится святым, святой – злодеем... Раз возможен такой человек, значит, всё на этом свете возможно.
Александр Гельман, драматург
Из журнала «Если»
Ещё в главе «Земля - человек - небо»:
Дай, Господи, революцию без революционеров
Чем исцеляется смута? Уроки властителям в притчах
«Если христианский мир станет хоть немного более христианским...» Задача для каждого