Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №9. 1991 год

Человечество накануне XXI века

Рисунок: В. Ковригина
Рисунок: В. Ковригина

Испокон веков пророки обещали людям либо счастливые, либо мрачные времена. Современные футурологи чаще пугают, чем обнадёживают. Тем приятнее исключение – предлагаемый вашему вниманию взгляд на будущее американских исследователей Дж. Насбита и Патриции Абурден.

«Мы стоим у порога новой эры»,– заявляют они. 1990-е годы – «самое важное десятилетие в истории цивилизации», и оно принесёт человечеству «ошеломляющие технологические новшества, беспрецедентные экономические возможности, удивительные политические реформы и великое возрождение культуры».

На чём основываются эти прогнозы? На внимательном изучении основных тенденций развития современного общества всех континентов.

Триумф индивида

Самой значительной тенденцией на рубеже двух тысячелетий, объединяющей все другие тенденции, станет триумф личности. Люди, не раз испытывавшие на протяжении большей части XX века угрозу со стороны тоталитаризма, не потеряли своей индивидуальности и встретят 2000 год в беспрецедентном расцвете сил.

Именно индивиды создают произведения искусства; изучают философию политики; вкладывают сбережения в новое дело; помогают преуспеть своим друзьям и родственникам; меняют среду обитания; испытывают духовные озарения. Именно личности меняют себя прежде, чем пытаются изменить общество. Отдельные личности в настоящее время способны осуществить изменения в обществе гораздо эффективнее, чем большинство общественных институтов.

«Для 90-х годов будет характерно вновь пробудившееся уважение к личности как основе общества и базисному элементу происходящих в нём изменений».

Важнейший принцип, лежащий в основе движения человечества к новым горизонтам, – принцип индивидуальной ответственности. По существу это перекроенное на западный манер восточное представление о карме: в соответствии с ним любое действие человека порождает последствия, которые непременно отразятся на нём самом. Это соответствует библейскому «что посеете, то и пожнёте». Понятие индивидуальной ответственности подразумевает особую значимость того, что происходит в данный момент, ответственности индивида за всё, что он совершает.

Вместе с тем речь не идёт о типе индивидуализма, выраженном формулой «каждый сам по себе». Именно высокие этические принципы возвышают индивида до глобального уровня, определяемого чувством ответственности за сохранение окружающей среды, предотвращение ядерной войны, ликвидацию бедности.

Новая эра индивидуализма зарождается одновременно с новой эрой глобализации. Как ни странно, глобализация не противоречит повышению роли отдельной личности. Распространение современных средств информатики, вычислительной техники и телекоммуникации вовсе не привело, вопреки опасениям (вспомним антиутопии Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли), к укреплению основ тоталитаризма в современном обществе.

Напротив, резкое расширение возможностей индивидуального общения и неконтролируемого восприятия информации поставило под угрозу саму возможность существования тоталитарных режимов. «На нашей планете сегодня меньше диктаторов потому, что они уже не способны контролировать информацию».

Триумф индивидуальной ответственности означает упадок коллективной безответственности. В рамках коллективистских структур – религиозных и профсоюзных организаций, политических партий, правительств, больших предприятий и городов – всегда существует возможность избежать личной ответственности. Такой возможности нет на индивидуальном уровне.

В формирующемся информационном обществе не только высоко ценятся уникальные способности (интеллектуальные и творческие) индивида, но и обеспечиваются максимально благоприятные условия для их раскрытия. Этому способствует сам акцент информационного общества на постоянное технологическое обновление.

Подумайте только: ведь сейчас, когда происходит процесс соединения в единую коммуникационную сеть примерно миллиарда стационарных телефонных аппаратов, позволяющий легко и быстро связаться с нужным лицом на других континентах, уже начата разработка мобильной одноканальной телефонной технологии, которая соединит абонентов, минуя телефонные узлы связи. Через несколько лет, где бы вы ни находились, вы сможете созвониться по собственному портативному аппарату с кем угодно в любой точке земного шара – вы всего лишь наберёте требуемый номер, даже не зная, куда переместился нужный вам человек.

Более совершенной и мощной будет телефаксная связь. Если сейчас в США насчитывается 5 миллионов установок телефакса, то к 1992 году их число возрастёт до 9 млн, включая станции для общественного пользования.

Реализация этих и других возможностей приведёт к тому, что технологическая инфраструктура города и сельских местностей станет практически одинаковой. Люди устремятся в загородные жилища. По одной из оценок, к 2010 году от трети до половины всех представителей среднего класса в США и Канаде будут жить за пределами городов и пригородных посёлков. Увеличится количество работающих на дому (только в профессиях, связанных с вычислительной техникой, не менее 5 млн американцев будут работать дома к 1993 году).

Таким образом, первозначимость индивидуальных возможностей постепенно, хотя и с затруднениями, получает признание. На протяжении всей истории власть и сила ассоциировались с общественными институтами, с материальной и военной мощью. Могущественными были правители, правительства и Господь Бог, но не отдельные личности, ощущавшие своё бессилие в социальном контексте. Единственным способом самоутверждения было противостояние традиции, отбрасывание изжившего и непригодного, открытое восстание.

Сегодня открылись новые возможности – индивид может оказать воздействие на действительность, определяя направления, в которых движется общество. Принято говорить, что знание – сила. Даже если вас не удовлетворяет направленность существующих тенденций развития, вы становитесь сильнее, зная эти тенденции. Вы можете предпочесть противодействие этим тенденциям. Определяя движущие силы будущего, а не прошлого, вы обретёте способность участвовать в формировании собственного бытия.

Религиозное возрождение

В преддверии XXI века наблюдается рост интереса к религиям и оживление деятельности многих церквей мира. Усилилось и мировое харизматическое движение, чьи ряды утроились в последнее десятилетие, достигнув 300 млн человек, включая миллионы новых приверженцев Римской католической церкви. Этому способствуют предсказания Старого Завета (Книга Даниила) и Нового Завета (Откровение 20: 1-7), согласно которым грядёт тысячелетний Золотой Век, знаменуемый вторым пришествием Христа.

Правда, к концу 1980-х годов сократилось число адептов ряда традиционных церквей в США: методистской церкви с 11 млн в 1965 году до 9.2 млн в 1988 году; пресвитерианской – с 4 до 3 млн; епископальной – с 3.4 млн до 2.5 млн. Число католиков незначительно увеличилось, составив в 1988 году 53.5 млн.

Очевидны усиливающаяся тяга к религиозной духовности и охлаждение к деятельности религиозных организаций. Опрос Института Гэллапа в 1987 году выявил, что 94% американцев верят в Бога.

Однако в 1988 году 44% американцев не посещали церковь (против 41% в 1978 году). В то же время из не посещающих церковь 30% заявили, что религия занимает очень важное место в их жизни, а 77% время от времени молились. По данным Американской социологической ассоциации, наиболее религиозные народы мира – Индия, Польша и США.

Одна из причин упадка крупных традиционных церквей и подъёма мелких независимых церквей кроется в том, что последние ближе к пастве, к «потребителю» и быстрее приспосабливаются к потребностям верующих.

Люди, тяготеющие к религиозной духовности и верящие в самосовершенствование, нередко группируются вокруг культурно-образовательных центров, книжных магазинов (специализирующихся на метафизической проблематике) и просто духовных наставников. Они составляют основу неорганизованного и не имеющего чёткой философии «Движения за новый век». В США их, по разным оценкам, 10–12 и даже 20 млн. Они издают журналы «Нью Реаилити», «Йога Джорнал», «Ист-Вест Джорнал», «Нью Эйдж Джорнал», брошюры и книги, приносящие доход в размере 100 млн долларов ежегодно (ещё 50 млн прибыли приносит продажа пластинок, 300 млн – продажа аудио- и видеокассет).

В «Движении за новый век» видят для себя благоприятные возможности и крупные корпорации. Главная цель – использовать религиозные проповеди и методику обращения к людям для повышения нравственности. Корпорации, включая «Форд Мотор», «Дженерал Моторс», «Ай-Би-Си» и другие, тратят на услуги консультантов и проповедников «Движения за новый век» 4 млрд долларов ежегодно.

Однако мир идёт к 2000 году со смешанными чувствами. Если одни ожидают пришествия Христа и процветания, то другие терзаются опасениями конца света.

«Идеал прогресса оказался под сомнением, когда стало ясно, что технология способна создавать не только рай, но и ад».

И в приближении XXI века картина складывается так, что больше шансов возобладать у ада. Годы после Второй мировой войны мало способствовали смягчению растущего пессимизма. Деспотизм и репрессии сопровождали становление нацизма и развитие коммунизма. Вторая мировая война и создание ядерного оружия подтвердили худшие опасения...

Что если, говоря языком символизма, Антихрист уже появился в лице философии, утверждающей, что «Бог мёртв», в поклонении только науке, увенчавшемся созданием оружия массового уничтожения и других неявных способов погубить и себя, и всю планету?

В этом случае отвращение от культа технологии и возрождение духовности, проявляющееся в религиозном возрождении, обнадёживают, и очень сильно обнадёживают. Поклявшись предать забвению войну и оружие массового уничтожения, обновлённое человечество приступает к задаче исцеления окружающей среды.

Заря новой эпохи в истории, возврат к вере служат признаками того, что мы готовы охватить обе стороны человеческой натуры. Пусть рвение религиозных фундаменталистов и энергия «Движения за новый век» порой расходятся до крайностей, – их можно истолковать как часть более широкого, всеобщего процесса, очень позитивного по своей сути: отказа рассматривать жизнь только в категориях науки и техники.

По мере приближения символического 2000 года человечество не отбрасывает науку. Посредством религиозного возрождения мы заново утверждаем духовное начало в том, что представляет собой более сбалансированный поиск лучшей жизни для себя и своих соседей.

Возрождение искусств

В последние годы нынешнего тысячелетия должны осуществиться фундаментальные и революционные преобразования способов проведения свободного времени и ценностных ориентаций человека. Информатизация общества заново ставит вопрос о смысле жизни. Отвечая на этот вопрос, человечество ощутит возросшую потребность в искусстве.

Возрождение искусств в 90-е годы будет наблюдаться во всех развитых странах мира. Это десятилетие окажется контрастным по сравнению с недавней индустриальной эрой, для которой армия была моделью, а спорт метафорой. Художественный ренессанс охватит не только мегаполисы (такие как Нью-Йорк, Париж, Токио), но также небольшие и средние города, пригороды и сельские районы.

Тенденция к возрождению искусств подтверждается следующими фактами:

– после 1965 года посещаемость американских музеев возросла с 200 до 500 млн человек в год;

– с 1970 года посещаемость оперных театров в США возросла почти в 3 раза;

– число художников, писателей и артистов балета за последние 10 лет выросло в США на 80%;

– в Японии за последние 30 лет построено 200 новых музеев; в ФРГ за последние 10 лет – 300; в Великобритании примерно каждые 18 дней открывается новый музей;

– в СССР перестройка и гласность привели к небывалому оживлению литературы и культуры;

– доля коллекционеров в общей численности населения в настоящее время выше, чем в эпоху Ренессанса.

Искусство оказывает всё большее влияние на образ жизни. Для значительной части населения США при выборе местожительства наличие филармонии имеет не меньшее значение, чем наличие аэропорта. Для привлечения рабочей силы местные органы власти вынуждены уделять больше внимания учреждениям искусства.

Более того, искусство превращается в существенный фактор экономического развития. Проведение выставки работ Марка Шагала филадельфийским музеем искусств в 1985 году принесло этому городу 7,5 млн долларов. Выставка работ Ренуара в Бостонском музее изящных искусств принесла за 3 месяца около 30 млн долларов местным предприятиям сферы обслуживания. Выставка Ван Гога в нью-йоркском Метрополитен-музее привлекла более 250 тысяч иногородних жителей, которые израсходовали 223 млн долларов на оплату гостиниц, питание, развлечения и транспорт.

Однако искусство и само требует более существенных вложений. В 1988 году правительство США выделило на культуру и искусство 167,7 млн долларов. Много это или мало? Для сравнения можно указать, что правительственные расходы в расчёте на душу населения в том же году составили: на оборону 1143 доллара, на образование – 74 доллара, на искусство – 70 центов.

Однако при мизерности федеральных расходов на искусство возрастает объём средств, направляемых в эту сферу промышленными корпорациями. Так, в 1989 году они выделили на искусство 1 млд долларов, что в 45 раз больше, чем в 1967 году. Эта тенденция должна усилиться в 1990-е годы, хотя основа участия промышленных корпораций в развитии искусства будет скорее коммерческой, чем филантропической.

Совокупные расходы федеральных органов и штатов на искусство составляют около 2 долларов на душу населения. В Великобритании же аналогичные правительственные расходы равны 9 долларам, в ФРГ – 27, во Франции – 30, в Канаде – 32, в Швеции – 35 долларам. Американским организациям и учреждениям в сфере культуры и искусства приходится проявлять предприимчивость и изобретательность, заниматься маркетингом своих «продуктов» и даже придумывать новые «продукты» для продажи. Торговая площадь в музеях используется в 5 раз эффективнее, чем в обычных универсальных магазинах.

В 1990-е годы искусство постепенно вытеснит спорт с передовых позиций в проведении досуга. Эту тенденцию опять-таки можно выявить на примере Соединённых Штатов. 20 лет назад американцы тратили на спорт в 2 раза больше средств, чем на искусство.

В период с 1983 по 1987 годы расходы на культуру и искусство возросли на 21%, в то время как расходы на спорт уменьшились на 2%. В 1988 году в США расходовалось 3,7 млрд долларов на культурные цели и 2,8 млрд на спортивные мероприятия. Таким образом, менее чем за одно поколение вкусы и привычки времяпровождения людей диаметрально изменились. В этих переменах находят отражение трансформация индустриального общества в информационное, становление нового высокообразованного, а следовательно, любящего искусство поколения.

90-е годы: десятилетие женщин-руководителей

Если в индустриальном обществе доминировал работник-мужчина, то в информационном обществе открылись широкие возможности для женщин. Информационный труд – типично женский. В США 84% занятых в сфере информации и услуг – женщины. 44% ныне работающих женщин в возрасте от 25 до 64 лет получили образование в колледжах (в 1965 году их было только 20%).

Похоже, что архетипом служащего корпорации также становится женщина, ведь там всё больше требуются люди, ценящие независимость, не склонные к бюрократическим привычкам, стремящиеся к равновесию между работой и иными ценностями (семья, отдых).

Двадцать лет назад женщин управляющих, юристов, докторов в США было решительно мало. И сейчас среди представителей этих профессий больше мужчин. Но тенденция изменилась. С 1972 года доля женщин среди врачей удвоилась, а среди юристов и архитекторов выросла почти в пять раз. Из 14.2 млн разного рода управленческих должностей 39,3% занимают представительницы прекрасного пола – это тоже почти удвоение по сравнению с 1972 годом. Даже в мужском царстве производства доля женщин среди администраторов и менеджеров увеличилась в период 1983–1988 гг. с 20% до 26,3%.

Главное, однако, изменение стиля руководства. Уже 80-е годы стали десятилетием изменения принципов руководства и облика руководителя, перехода от «управленчества» к «лидерству». Главным принципом управленчества был контроль над людьми: главным принципом лидерства становится умение распознать и раскрыть лучшие качества людей, быстро реагировать на новые явления. Дж. П. Коттер из Гарвардской школы бизнеса, автор книги «Фактор руководства», считает, что «руководство должно быть процессом направления усилий людей в определённом направлении без принуждения».

«У нас уйма менеджеров, это калифы на час, ориентированные на контроль и отчёты, – говорит Р. Палмер, декан пенсильванской Уортонской школы бизнеса. – Лидеры мыслят долгосрочными категориями; схватывают взаимосвязи более широких реалий; восприимчивы к новому; обладают политическим талантом; генерируют изменения; утверждают ценности; добиваются единства». Особенно важно умение лидеров ценить людей выше, чем капитал и технику, – увлечь за собой и по достоинству вознаградить лучших работников.

Лучшие качества современного руководителя – этичность, открытость, готовность делегировать свою власть, умение вдохновить и завоевать доверие подчинённых. В 1988 году служба Харриса провела опрос с целью выяснить, что более всего ценят в своей работе служащие учреждений. Наиболее важным оказалось установление «честных, прямых и этичных» отношений руководства и исполнителей. 81% опрошенных сочли эти качества «очень важными», но лишь 41% ответили, что они «очень точно» характеризуют их собственное начальство.

Руководители современного стиля понимают значение обучения и повышения квалификации рабочей силы. Так, американская компания «Моторола» поставила задачу переподготовки всех своих 99 тысяч работников в течение 7–10 лет. На это ассигновано 44 млн долларов (а если считать вместе с зарплатой, выплачиваемой во время занятий, – 100 млн), причём ещё 3,5 млн выделено, чтобы служащие могли защищать дипломы и учёные степени.

Повышению эффективности труда способствуют гибкие и рациональные графики отпусков, а также сочетание полной и частичной занятости. В Дании, Норвегии, Швеции и Голландии 20% всех работающих заняты не полностью. Нехватка рабочих рук в действительности не снижает, а увеличивает производительность труда, так как побуждает корпорации к изобретательности и рационализации. 16% всех компаний США практикуют использование одних и тех же служащих на разных видах работ после соответствующего обучения: это выгодно и нанимателям, и служащим, чья зарплата повышается.

Дайджест Юрия Игрицкого по книге «Новые направления развития в 90-е годы» Нью-Йорк, 1990 г.

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

Когда бастуют рабы (о рабсиле древнеегипетской и советской)

Человечество накануне XXI века