В Абу-Гоше когда-то находился источник и постоялый двор времён Христа. Это так называемый Эммаус (в переводе «тёплые источники») по средневековой версии. Это место прямо упомянуто в Евангелии от Луки (21-я глава). На территории францисканского монастыря расположилась базилика крестоносцев, построенная в XII веке!
Попав за ворота, мы увидели монастырский сад, который всегда является моделью райского сада. Высоченные пальмы, благоухающие цветы, ухоженные дорожки – красота, да и только!
Внутри помещения потрясающая акустика – слова гида было прекрасно слышно. Кроме того, это одно из немногих мест, где сохранились подлинные фрески византийских мастеров этой эпохи. На одной из стен, с правой стороны, отчётливо видно, как было принято изображать разбойников в ту пору – распятыми, со связанными за спиной руками.
Церковь по всем параметрам соответствует главным признакам романского стиля: главное в строении – безопасность. Дом должен быть каменным, без деревянных перекрытий, с тяжёлой верхней частью и толстыми стенами (от 1 до 2 или 3 метров), а также сводчатыми перекрытиями.
Главной особенностью церкви является то, что она стоит на источнике. В нижней части мы увидели крипту. Вода на дне была, хоть и немного, – всё же погода стоит по-настоящему жаркая.
На вопрос, каков же был максимальный уровень воды в крипте, мы получили шутливый, но весьма точный ответ руководителя группы паломников от мирян Игоря Ашурбейли: «В таких случаях обычно говорят: что же вы, берегов не видите?».
Самого же Игоря Рауфовича интересовало, как в крестоносцах таким удачным образом сочетались и бесстрашные воины, и умелые строители.
Оба этих места – Лидду и Абу-Гош – наша паломническая группа посетила впервые.
Посещение русского монастыря в Яффе стало финалом нашего паломничества. Прямо отсюда мы направились в аэропорт, однако лучшего завершения пути и придумать было нельзя. Храм, представший перед нами сначала в закатных лучах солнца, а затем в искусном цветном освещении, чарующие запахи цветов и трав, причудливо оформленные кроны деревьев, то и дело раздающиеся крики павлинов, заботливо вынесенные нам служителями напитки и угощения – казалось, всё здесь направлено на то, чтобы усладить и взгляд, и слух, и вкус. Воистину райское место!
Так завершилось наше IV паломничество по скорбному посмертному пути Елизаветы Фёдоровны Романовой. На этом пути нас ждали и физические испытания, и духовное просветление, и великие открытия. Мы встретили множество чудесных людей, увидели святые места, побывали там, куда вряд ли смогли бы когда-нибудь попасть. Неоднократно участники паломничества замечали самые разные знаки, которые будто вели нас на нашем пути. И совершавшиеся во время паломничества чудеса, в том числе и те, о которых не расскажешь во всеуслышание, укрепляли нас. Слава Господу нашему!
Кесария – древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье Израиля.
На территории Кесарии находится Национальный парк – заповедник Кейсария.
Море! В последний день нашего паломничества мы добрались до него. Как удивительно пахло здесь нагретыми за день камнями, свежим морским бризом. Такого Израиля мы ещё не видели. И стало понятно, что эту страну можно всякий раз открывать заново, находя в ней всё новые грани красоты.
Ципори – город в 6 км от Назарета, историческая столица Галилеи. В настоящее время это место – археологический памятник и национальный парк в Израиле.
Главная достопримечательность Ципори – мозаика III в., известная как «Мона Лиза Галилеи». Она поразила нас чёткостью изображения, ироничностью сюжетов: тут и необычно зубастый крокодил, и весёлый покровитель виноделия Дионис. Невозможно поверить, что это работа, выполненная в III веке.
Национальный парк Ципори
Говорят, что Ципори в переводе с иврита «птичка». Глядя на расстилающиеся вокруг долины бескрайние дали, в какую-то секунду ловишь себя на том, что и впрямь ощущаешь себя здесь как птица, вольная и свободная.
Современное здание базилики построено в 1969 году на месте, где стояла первоначально ранневизантийская церковь, а впоследствии церковь эпохи крестовых походов. Ныне храм имеет почётный статус «малой базилики», присвоенный ей в 1964 году папой Павлом VI. В базилике служат монахи ордена францисканцев.
Благовещение архангелом Гавриилом Пресвятой Богородице описано в Новом Завете единственным евангелистом – апостолом Лукой:
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк. 1: 28-33)»
Церковь Благовещения находится в Назарете над источником Пресвятой Богородицы, известна также как греческая православная церковь Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы.
Церковь построена на источнике, к которому Дева Мария приходила за водой и у которого Ей явился ангел со словами: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Источник Пресвятой Богородицы находится в крипте храма, в отдельном притворе, с устроенным над ним престолом. Над престолом находится чудотворная икона «Благовещение у кладезя».
Гора Свержения упоминается в Евангелии от Луки (4: 28–30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нём, тем самым открыв Своё мессианское достоинство.
Евреи называют эту гору «Хар ха-Кфица» или «Гора Прыжка». Согласно Евангелию иудеи, жители Назарета, в ярости хотели сбросить Христа с горы за Его проповедь в синагоге, но Иисус сотворил чудо – прошёл мимо разъярённой толпы, спрыгнул с высокой скалы и приземлился в долине невредимым.
«Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города; и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его, но Он, прошед посреди них, удалился в Капернаум» (от Луки 4: 28–30).
Высота горы 400 метров; с горы открывается прекрасная панорама: зелёная Изреельская долина, вдали виднеются горы Кармил и Фавор.
Иисус Христос взошёл вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось, и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде.
Святая гора Фавор – место славного Преображения Господня. Высота горы 588 метров, возвышается в 9 км к юго-востоку от Назарета. Склоны Фавора покрыты вечнозелёными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.
Утром 23 июля заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, директор ИППО в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли и митрополит Рязансий и Михайловский Марк встретились с Хаят Радуан – внучкой руководителя ИППО в Палестине Александра Кезмы.
Игорь Рауфович Ашурбейли и владыка Марк стали первыми за 100 лет членами ИППО, встретившимися с Хаят Радуан и её семьёй.
Гостям показали и передали уникальный архив Александра Кезмы, в том числе его секретные дневники – письма брату, известному арабисту Тауфику Кезме. Всем присутствующим подарили фотографии А. Г. Кезмы.
Ради гостей из России собралась вся семья: глава семьи Сухиль, его супруга Хаят, а также их дети – дочь Любна, старший сын Романос и младший сын Низар.
Глава семьи Сухиль и Игорь Рауфович Ашурбейли.