Журнал ROOM № 2. Рецензия на номер

Вышел в свет второй номер нового международного аэрокосмического журнала.

В июле 2014 года на авиасалоне в «Фарнборо-2014» состоялась презентация первого номера международного журнала «Room The Space Journal», который издается на английском языке, но задуман и создан в России. И вот теперь в свет вышел второй номер этого богато иллюстрированного, солидного издания. Чему он посвящен?

Издание поднимает проблемы развития современной науки и техники связанные с освоением космоса. Открывает номер статья доктора философских наук, профессора, ведущего научного сотрудника Экологического центра Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова Российской академии наук Сергея Кричевского «Зеленая» космонавтика: утопии, реалии, перспективы». Ее автор экс - космонавт-испытатель, делится наболевшим: самые лучшие стратегии будущего не могут быть реализованы без нового технологического рывка, перехода к более эффективным, экологическим технологиям.

У космонавтики колоссальный потенциал, необходимый для безопасности и устойчивого развития человечества. Однако космическая отрасль отстала в экоразвитии, не является лидером в области «зеленых» технологий, а также в новом общемировом процессе перехода к «зеленой» экономике. Современная ракета-носитель гораздо менее эффективна, чем паровоз: из 100 % стартовой массы лишь 1-3 % - полезная нагрузка, 90% - сверхтоксичное топливо (гептил) доставшийся в наследство от «холодной» войны. Ракета это (с экологической точки зрения) – экологически грязная и экономически расточительная технология.

Профессор Сергей Кричевский размышляет над тем, как решить эту проблему, как  с учетом поднятых вопросов строить космодромы и ракетную технику, способна ли наша страна совершить «зеленый» технологический рывок. Тем самым он как бы поднимает ширму, которая прикрывает парадный подъезд космонавтики, показывает ее закулисье, то, о чем широкой читательской аудитории, почти неизвестно.

Целый ряд статей зарубежных авторов журнала носит исследовательский характер и посвящен освоению Космоса. Так главный технолог НАСА доктор Дэвид У. Миллер в статье «Космические технологии управляют развитием космического пространства» увлекательно и вместе с тем доказательно, с научной точки зрения рассказывает о программах космических полетов будущего. Оказывается, уже в ближайшее время НАСА собирается провести первое летное испытание космического корабля Orion, который полетит вглубь солнечной системы для обнаружения планет земного типа.

Однако за этим  стоит не только поиск планет типа земли, но и реальная возможность полета человек к Марсу. «С вводом в эксплуатацию космического ракетного комплекса для запуска ракет с большой грузоподъемностью и космического аппарата Orion в ближайшее время, можно ожидать очередной большой прорыв в освоении Космоса», - считает автор. Но для этого нужны инновации, инвестиции, технологии, которые, в конечном счете, помогут нам сделать лучше жизнь и на земле.

Не менее увлекательна статья специалиста кафедры землеведения Университета штата Пенсильвания Джеймса Кастинга «Терраформинг Марса: скорее да, чем нет?». В ней ставится вопрос: возможно ли и при каких условиях обеспечить на поверхности Марса такой же температурный уровень, как на земле, скажем, с помощью больших зеркал. Автор перечисляет несколько способов поднятия температуры Марса до приемлемых величин, чего это может стоить, и насколько комфортно будет там жить человеку. Речь - о вполне конкретном освоении планеты с помощью технологий, которые уже существуют. Автор считает, это произойдет уже в самой ближайшей перспективе. Хотя людям там придется все же большую часть времени проводить под землей, чтобы избежать переоблучения. Тем не менее, такой жизненный уклад вполне возможен и реален.

Этой же теме (изучению Марса) рассказывается в статье специалиста Лаборатории изучения Космоса Калифорнийского университета Дженет Лахманн: «Значимость миссии MAVEN (Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе)». Почему на этой планете не появилось разумной жизни – задается автор вопросом и сам же отвечает на него, анализируя ситуацию с химическим составом атмосферы, откуда происходит утечка важнейших ее составных частей. Этот процесс характерен и для земли во внешних потоках ионизированных газов на высоких широтах, где работают процессы ускорения зоны полярных сияний. Но, объем атмосферы земли во много раз больше, чем на Марсе. Кроме того, существует теория (и не одна), объясняющая связь между присутствием глобального планетарного магнитного поля, которого на Марсе на данный момент больше нет, но которое есть на Земле, и сохранения на планете атмосферы и воды в течение долгого времени. Для детального изучения этих процессов 18 ноября 2013 года с мыса Канаверал на ракете Атлас V осуществлен запуск спутника MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN). Орбита Марса достигнута 21 сентября 2014 года. В настоящее время спутник производит необходимые измерения.

Не менее интересно читаются две следующие статьи посвященные проблемам изучения и коррекции орбит астероидов: «Миссия NASA по перенаправлению астероида», «Поиск NEO». Читатель узнает о первой в истории миссии, предполагающей идентификацию, захват и перенаправление на стабильную орбиту вокруг Луны находящегося недалеко от Земли астероида. Уже в 2020-е годы астронавты NASA отправятся на перенаправленный астероид на борту космических аппаратов нового поколения, которые сейчас находятся в разработке. Удивительно, но предполагается, что они там изучат ситуацию по защите нашей планеты от потенциально опасных астероидов, выработают рекомендации.

Для сталкивания таких астероидов с их орбиты могут использоваться солнечные электрические двигатели. Возможно, для этого потребуется высокоспецифичный импульсный двигатель. Все это даст важнейший опыт полетов за пределы земной орбиты, который будет востребован в первом пилотируемом полете на Марс в 2030-е годы.

Вторая статья «Поиск NEO» анализирует ситуацию с Челябинским метеоритом. Около 20% NEO (так называют небольшие околоземные объекты), являются потенциально опасными астероидами, которые проходят достаточно близко от земной орбиты. Столкновение с такими объектами (диаметром один километр) может высвободить энергию, сопоставимую с взрывом всего существующего ядерного оружия и иметь катастрофические последствия для жизни на земле. NASA сейчас составила каталог таких объектов, ведет автоматический мониторинг столкновений при помощи системы под названием Centuru.

В свежем журнале «Room» представлен также целый ряд других познавательных материалов. Среди них – «Первые шаги частной космонавтики в России», «Наблюдение за нашей изменчивой планетой с помощью спутникового радара», «Малые аппараты – дорога в большой космос», «Заоблачный камнепад», ряд других. Можно сказать, что этот номер, как и № 1 «Room» удался. Он, образно говоря, открывает новые горизонты Вселенной, дает представление о том, что делает современная наука для ее освоения, ставит вопросы, побуждает читателя размышлять над ними. А это, пожалуй, самое главное – подтолкнуть человека к самостоятельным шагам и открытиям, пусть даже виртуальным, заставить его мыслить неординарно.

Поэтому поставленные перед собой задачи новое издание, думается, решает пока вполне успешно. Как говорит главный редактор «Room» Игорь Ашурбейли, «наша цель – профессиональный, научный, но в то же время доступный для понимания широкой общественности журнал.  Мы надеемся, что материалы, опубликованные в нашем журнале, привлекут внимание не только экспертов, но и простых любителей аэрокосмической тематики».

Что ж, повторим, эта задача достигнута. В издании читатель найдет и научные статьи, и интервью, и эссе, и красочные иллюстрации... Остается надеяться, что уже в перспективе, твердо встав на ноги, «Room» сформирует   широкую аудиторию преданных ему читателей по всему миру, станет издаваться и в Российской Федерации.