Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Хиринский хронограф. События. Люди. Судьбы. Сентябрь 2014

Хиринское лихолетье. Иконы есть, детей крестил – значит...

Атеист, конечно, может и не быть коммунистом, а вот коммунист атеистом быть обязан. Любые религиозные взгляды с коммунизмом как научным материалистическим мировоззрением несовместимы.

Из тезисов Союза воинствующих безбожников

В деле борьбы за чистоту партийных рядов на селе религиозный вопрос по важности занимал одно из первых мест. Так, например, когда 26-летний хиринский комсомолец и кандидат в члены ВКП(б) Александр Дмитриевич Завьялов предстал в 1934 году перед контрольной комиссией, казалось, что уже на ближайшем заседании ячейки его должны принять в полноправные члены партии. Отслужив в РККА и работая рядовым колхозником, пахарем, Завьялов по итогам 1933/34 годов являлся одним из лучших в хиринском колхозе, состоял ударником, был премирован, хотя и имел выговор от ячейки за прогул партсобрания.

Но после оглашения всех положительных характеристик и рекомендаций вдруг последовал вопрос от члена контрольной тройки: «Как обстоит дело с религией в семье?» Завьялов вынужден был признаться: «Иконы есть, детей в церкви крестил».

Комсорг Пивоваров попытался вступиться за товарища: «Завьялов является лучшим комсомольцем. В колхозе работает хорошо. А иконы потому, что живёт у тестя, а своего дома не имеет». Однако, как выяснилось вскоре, не убедил – касательно Завьялова заключение партийной комиссии во главе с товарищем по фамилии Кундзынь гласило: «Занимается пьянкой. Крестит в церкви детей и справляет крестины с вином. Слабо разбирается в политических вопросах. Исключить из кандидатов ВКП(б)».

В 1936 году изгнанный из партии «за религию» ударник Завьялов вместе с семьёй уехал по переселенческой программе на Дальний Восток, но незадолго до начала войны был вынужден вернуться в Хирино. Отсюда в июне 1941-го с первой же партией мобилизованных он отправился на фронт, где в составе своего расчёта самоотверженно громил вражескую бронетехнику из противотанкового орудия, за что дважды был награждён медалью «За отвагу».

В итоге гвардии старший сержант Завьялов, так и оставшийся беспартийным, оказался одним из немногих хиринцев, кто, пройдя всю войну с первых до последних дней, возвратился с долгожданной Победой в родное село, к своей жене и сыну Виктору, крещённому им в том далёком 1934 году.

Ещё в главе «Хиринское лихолетье (по материалам нижегородских архивов и газет)»:

Хиринское лихолетье. Свято место пусто
Хиринское лихолетье. Иконы есть, детей крестил – значит...
Хиринское лихолетье. Судьба красногвардейца
Хиринское лихолетье. Угон по-колхозному
Хиринское лихолетье. 2010 год
Хиринское лихолетье. 2011 год
Хиринское лихолетье. 2012 год
Хиринское лихолетье. 2013 год
ЦИТАТЫ