Vc.ru: Победы в освоении космоса помогут укрепить международное сотрудничество

Визуализация Асгардии. James V
Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов о возможностях и зонах роста для отечественной космической отрасли.

Для «перезагрузки» нам нужны новые успешные космические проекты

Такие области, как фундаментальная наука, искусство, культура и спорт – это то, что всегда сближало народы и континенты между собой, способствовало нахождению общих знаменателей, развитию сотрудничества и конструктивного диалога. К этим же наиболее нейтральным, понятным каждому и общезначимым сферам можно также отнести идею освоения космического пространства.

Полёт в апреле 1961 года космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту, продолжительностью всего каких-то 108 минут, не только навсегда был вписан золотыми буквами в историю советского народа, но и встречен во всём мире как общая большая победа человечества, а гагаринская улыбка стала символом мира и дружбы всех народов Земли.

Визуализация Асгардии. James V

Как известно, уже в конце апреля Юрий Алексеевич Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку, которая получила название «миссия мира»: в течение двух лет советский космонавт посетил около 30 стран – встретиться с ним за честь считали короли, президенты, учёные, артисты и музыканты.

Кроме того, памятники и бюсты Гагарину впоследствии были открыты в Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, США, Франции и других странах. Всего по миру установлено порядка 50 таких монументов первому человеку, шагнувшему в неизведанный космос, в том числе, в 2018 году бронзовый бюст космонавта был установлен на российской научной станции «Прогресс» в Антарктиде.

Пережив определённое падение интереса к тематике космоса в начале 2000-х годов, на сегодня идея выхода за пределы Земли и освоения близлежащего космического пространства вновь находится в фокусе внимания государств и частного сектора.

В массовом сознании это во многом связано с фигурой предпринимателя, основателя SpaceX и Tesla Илона Маска, который стал активно продвигать, кажущуюся, на первый взгляд, несбыточной, идею скорой колонизации Марса. Планы по полёту на Марс связаны с его кораблём Starship, который должен совершить первый орбитальный полёт в 2022 году.

Конечно, вряд ли приземления человека на Марс стоит ожидать в ближайшие годы, но и ставить крест на данных разработках будет стратегической ошибкой. Ведь потенциально успешный полёт на Марс совершит настоящую революцию в космической отрасли, а освоение «красной планеты» даст сильнейший толчок развитию остальных наук, позволит обнаружить новые элементы и полезные ископаемые, существенно расширить ареал человеческого существования.

Помимо успехов Маска и его компании, в космической отрасли сейчас есть и другие значительные достижения, а также интересные инициативы. Многие государства, которых ещё сто лет назад в принципе не было на мировой арене, в наши дни имеют развитые космические программы.

Визуализация Асгардии. James V

Например, Объединённые Арабские Эмираты, страна, появившаяся на свет только в 1971 году, уже в XXI веке запустила собственную космическую программу. За менее чем два десятилетия ОАЭ были запущены первые космические аппараты, на орбите планеты побывал первый космонавт ОАЭ, в феврале 2021 года в рамках арабской марсианской миссии на орбиту успешно вышел их зонд под названием «Аль-Амаль» («Надежда»), а в 2017 году была запущена долгосрочная стратегическая программа «Марс 2117», целью которой является первое арабское марсианское поселение.

При этом партнёрские отношения в космической сфере у ОАЭ сложились не только с американским NASA, но и с Россией – соответствующее соглашение о сотрудничестве с «Роскосмосом» было подписано в прошлом году.

Другим приоритетом космических компаний всего мира стало освоение дальнего космоса.

В июне 2021 года NASA объявило о миссии под названием «ACS3», подразумевающей запуск на орбите солнечных парусов, чтобы облегчить в дальнейшем запуск исследовательских спутников и зондов.

Разработкой наноспутников для путешествия к звёздной системе Альфа Центавра на расстоянии 4,37 световых лет от Земли занимается компания Breakthrough Initiatives, основанная в 2015 году нашим соотечественником Юрием Мильнером.

Визуализация Асгардии. James V

Ведётся работа над улучшенными большими телескопами для изучения далёких космических объектов – в 2019-м стартовало строительство купола ELT, астрономической обсерватории ЕС и Бразилии в Чили, которая за счёт своей улучшенной системы зеркал сможет получать изображения из космоса с высокой степенью детализации.

Также активно развивается сфера высокотехнологического космического бизнеса – самый яркий пример, пожалуй, туризм. В сентябре прошлого года завершилась миссия Inspiration 4, в рамках которой ракета SpaceX подняла на высоту 580 км первый полностью гражданский экипаж из четырёх человек, а до этого в июле в суборбитальный полёт свои экипажи запустили миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос – их компании уже заявили о продаже билетов на такие полёты на сотни миллионов долларов. Кроме того, это очень серьёзный пиар космических технологий страны.

Радует, что наш «Роскосмос» старается не отставать в данном вопросе, в частности, новости о российском проекте «Вызов» – съёмке первого художественного фильма на планетарной орбите – вызвали в 2021 году большой интерес у западных СМИ.

А много ли информации в новостном поле о первом цифровом Космическом Государстве «Асгардия»?

А его, между прочим, инициировал в 2016 году ещё один из наших соотечественников, российский учёный и миллиардер Игорь Ашурбейли.

Несмотря на кажущуюся утопичность задумки и то, что Асгардия не имеет территориального местоположения на Земле, у неё уже около 200 тысяч граждан, подписавшихся на присоединение к ней через Интернет, а также довольно амбициозные планы по запуску жилищ на низкой околоземной орбите и постройке поселений на Луне и Марсе. Ещё несколько лет назад ими был запущен первый спутник, для формирования собственной экономики ведутся разработки новой криптовалюты SOLAR, а в руководство сетевого протогосударства уже сейчас входят представители всех континентов.

Визуализация Асгардии. James V

Ключевые направления для развития в космосе

Можно с уверенностью говорить о том, что сегодня «Роскосмос», наши научные и образовательные организации обладают редкой возможностью вновь вдохновить и направить молодёжь для реализации идеи освоения космоса. Так, согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ каждый третий россиянин хотел бы отправиться в космос и посетить Международную космическую станцию, а в сохранении нашей страной статуса лидера мировой космонавтики не сомневаются более 70% граждан. По сути это будет новый виток истории человечества, новые вершины в геологии, химии, биологии, физике, астрономии, медицине, робототехнике, авиации и десятке других фундаментальных и прикладных направлений. Главное, что для этого у нас уже есть хороший научно-технический задел в космической сфере, достаточно талантливых учёных и специалистов.

Неслучайно активное участие в «космическом рынке» стараются принимать такие крупные развивающиеся экономики, как Китай и Индия. Последней, в частности, ведётся успешная подготовка к тому, чтобы начать самостоятельно отправлять людей в космос – летом 2022 года Индией планируется провести первое беспилотное испытание трёхместного космического корабля «Гаганьяна», рассчитанного на полёты на низкие околоземные орбиты.

Китай же в принципе за последние десятилетия сумел стать одним из лидеров космической отрасли. В 2021 году КНР успешно вывела на орбиту базовый блок своей многомодульной орбитальной станции «Волшебный дворец» («Тяньгун»), которая призвана расширить возможности Поднебесной по проведению внеземных научных исследований.

Визуализация Асгардии. James V

Со своей стороны, считаю важным выделить четыре ключевых космических направления, на которые нам целесообразно сделать первоначальный акцент в силу существующих разработок:

• планеты и исследования Солнечной системы, прежде всего Луна, Марс, кометы, астероиды;
  • внеатмосферная астрономия (проекты серии «Спектр», в том числе посвящённые рентгеновскому и ультрафиолетовому диапазону);
  • космическая плазма, исследования солнечно-земных связей;
  • космическая биология и медицина (с опорой на разработки Института медико-биологических проблем).

Отдельно хотелось бы отметить задачу по созданию Россией суверенного спутникового Интернета. Это не только поможет расширить зону сигнала в самые удалённые регионы, удешевить наземное оборудование за счёт отказа от прокладки оптоволоконного кабеля в труднодоступные места, но и позволит нам не опасаться возможного давления и санкций в данной сфере. Руководством «Роскосмоса» уже запланированы соответствующие мероприятия, которые должны завершиться к 2025 году.

Космос – это серьёзный ресурс в вопросах экономики, экологии, продовольствия, стратегической безопасности. Космические разработки неминуемо стимулируют общее технологическое развитие. К примеру, техника с дистанционным управлением в основе умного дома стала результатом освоения космического пространства. Или, например, тот же вопрос об очистке во время полёта воздуха от углекислого газа технологически применим и к решению общей проблемы увеличения соотношения углекислого газа в земной атмосфере.

Крупные космические проекты неизбежно на продолжительный срок создают тысячи рабочих мест для сверхквалифицированных специалистов. Именно космонавтика привела к тому, что у человечества появились эффективные инструменты в области устойчивого развития: прогнозирования погоды, охраны окружающей среды и другие. Поэтому освоение космоса человеком является продуктивным путём к решению общих проблем развития цивилизации – от истощения природных ресурсов до рисков глобальной техногенной или военной катастрофы. От новых направлений в его развитии выигрывают все народы, страны и континенты, а любые организации и личности, оказывающие поддержку данной отрасли, будут по праву пользоваться уважением современников и потомков.

Визуализация Асгардии. James V

Международное космическое сотрудничество в санкционных реалиях

К сожалению, космическая сфера часто оказывается заложником политических амбиций отдельных стран. Неудивительно, что она одной из первой пострадала в результате новой волны санкционного давления США и ЕС. Так, Евросоюз после 24 февраля запретил поставки в Россию обширного списка высокотехнологической продукции, в частности систем связи, электроники, полупроводников, авиационных и космических компонентов, а Германия приняла решение отключить свой телескоп на космической обсерватории «Спектр-РГ», которая является совместным с РФ проектом.

В ответ на это «Роскосмос» приостановил сотрудничество с Европой по пускам ракет «Союз» с космодрома Куру, прекратил поставки в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, а также выступил с инициативой по завершению сотрудничества с США, Канадой, Евросоюзом и Японией на Международной космической станции.

Хотя, безусловно, сложившаяся ситуация вынужденно ставит перед Россией вопрос с одной стороны о том, как обеспечить орбитальный суверенитет, а с другой – как заменить наиболее важные европейские и американские высокие технологии. Большинство специалистов однозначно говорят о том, что в результате пострадают все, ведь космическая деятельность по сути своей интернациональна, а международная кооперация давно стала важнейшим фактором успеха современной науки.

Сейчас практически нет исключительно американских, китайских или российских проектов – для проведения космических исследований берётся лучшее от разных стран. И давно нормальной практикой стало, когда российское устройство стоит на американском марсоходе. Или, если взять проект МКС, в котором участвуют 14 стран: в случае остановки работы станции пострадают не только США или РФ, но и весь мир.

Визуализация Асгардии. James V

Сотрудничество позволяет нам объединять уникальные компетенции разных стран, поэтому вместо сворачивания и замораживания международной активности России нужно, напротив, продвигать идею публичной и взаимовыгодной консолидации усилий со всеми странами, заинтересованными в космосе. Даже если первоначальная совместная инициатива пойдёт от РФ или КНР, дальше к любым успешным проектам неминуемо подтянутся и присоединятся другие народы мира. Поскольку ни одна страна не может самостоятельно обеспечить весь спектр исследований в космосе.

У победных и успешных проектов всегда много учредителей и интересантов, только поражение, как известно, сирота. Неслучайно, несмотря на жёсткую риторику американских политиков, мы не видим аналогичных резких шагов от NASA, которые заинтересованы в продолжении профессионального сотрудничества с Россией в космической сфере. Также по опросам около половины россиян поддерживают продолжение нашего сотрудничества по космосу с США и ЕС.

Кроме того, образовательные проекты, совместные кластеры профильных специалистов могут взаимодействовать друг с другом онлайн, фактически меняя многовековой принцип мира. Сегодня не важны расстояния, границы, любые «железные занавесы» или «культура отмены». Мы можем развиваться, общаться и запускать любые проекты по сетевому принципу. Надо только умело расставить акценты и понять, что здесь есть тактические вещи, связанные с экономикой, международными отношениями, а и есть стратегические, неизменно более значимые направления, такие как космос. Поступательная и последовательная работа здесь обязательно даст свои плоды.

Марат Айдагулов, предприниматель и общественный деятель