Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №8(20) 1992 год

Нострадамус XX века?

Жан Гимпел
Жан Гимпел

Конец «фантастического Средневековья»: Чёрная Смерть

Однако он уделил мало места описанию того, как развивалась эпидемия. Чтобы компенсировать это, наряду с книгой Гимпела, мы обратимся и к бестселлеру Б. Тачмэн «Далёкое зеркало: злосчастный XIV век» (1).

В октябре 1337 года в гавань сицилийского порта Мессина вошли генуэзские корабли. Они прибыли из черноморского порта Каффа (ныне – Феодосия, где в прошлом у генуэзцев находилась торговая фактория). На борту было несколько умиравших людей. Под мышками и в паху у больных были странные опухоли размером с яблоко или яйцо. Из опухолей сочились кровь и гной, а на коже появлялись пузыри и чёрные пятна (от внутренних кровоизлияний). Люди очень страдали и умирали через пять – шесть дней после появления первых симптомов болезни.

По мере распространения болезни проявлялись и другие её признаки: вместо опухолей и пятен – лихорадка, кашель и кровохарканье. В этом случае люди умирали ещё быстрее, иногда в течение 24 часов (вплоть до того, что иногда человек ложился спать, казалось бы, здоровым и не просыпался – умирал во сне).

При обоих вариантах болезни, первый из которых передавался посредством физического контакта, а второй, более вирулентный, распространялся как респираторное заболевание, все человеческие выделения (кровь, пот, моча) и сами пузыри (bubo) издавали гнилостный запах. Физические симптомы сопровождались подавленным состоянием и чувством отчаяния.

Отчаяние охватывало не только больных, но и здоровых: болезнь неслась по ойкумене. Слухи об ужасной болезни, появившейся в Китае, через Татарию (Центральную Азию), Индию, Персию, Месопотамию, Сирию, Египет и Малую Азию достигли Европы в 1346 году. Говорили о миллионах умерших. Однако общество, не имевшее понятия о том, что такое инфекция, не испытывало тревоги до тех пор, пока генуэзские корабли не привезли свой «чёрный груз» в Европу.

В январе 1348 года болезнь пришла во Францию (через Марсель) и в Северную Африку (черезТунис). По побережью и течению рек болезнь распространялась всё дальше и дальше: через порты Лангедока в Испанию, а также на север по Роне – в Авиньон. Достигнув Авиньона в марте, в мае болезнь уже была в Нарбонне, Монпелье, Каркассоне и Тулузе.

В это же время в Италии болезнь пришла в Рим и Флоренцию, оттуда, через Альпы, в Швейцарию и Венгрию. За лето она охватила Бордо, Лион, Париж, Бургундию, Нормандию. Из Нормандии чума перекинулась в Англию.

В каждом регионе чума «косила» людей в течение четырёх-шести месяцев, а затем исчезала, за исключением крупных городов. Там она утихала лишь на зиму, а весной возобновлялась и опять собирала свою жатву в течение нескольких месяцев. Европа звенела колоколами и чернела флагами, свешивающимися с церквей и других зданий, оповещая о пришествии чумы.

В 1349 году, возобновившись в Париже, Чёрная Смерть двинулась в Пикардию, Фландрию; из Англии – в Шотландию, Ирландию и Норвегию. К норвежским берегам неподалёку от Бергена прибило корабль-призрак с мёртвой командой и грузом шерсти. Из Норвегии болезнь распространилась в Швецию, Данию, Пруссию, Исландию и даже Гренландию.

Оставив непонятно почему незатронутым «кусочек» Богемии (помимо него по не вполне понятным причинам чума обошла значительную часть Польши, уголок между Францией, Германией и Нидерландами и некоторые уголки Пиренеев), болезнь пошла на восток и в 1351 году пришла в Россию. В середине 1350-х годов Чёрная Смерть ушла из Европы. Это не значит, что европейцы вообще перестали болеть чумой или что вспышки эпидемии прекратились. Отнюдь нет. Чума осталась (последняя крупная вспышка – в 1665 году). А вот Чёрная Смерть ушла – ушла, оставив за собой горы трупов и целые поля кладбищ.

Каковы были потери? Фруассар говорил о том, что вымерла треть мира и треть Европы. Треть Европы в XIV веке – это примерно 20 миллионов. Разумеется, это оценка не на основе точных цифр, а по «общему впечатлению». Тем не менее картину в целом можно представить по тем частным и локальным показателям, которые имеются. Чем плотнее и многочисленнее было население, тем, естественно, и выше смертность.

Городская иерархия средневекового Запада выглядела так. Крупнейшими городами с населением около 100 тысяч жителей были Париж, Венеция и Генуя. Следующий уровень – города с населением более 50 тысяч: Гент, Брюгге, Милан, Болонья, Рим, Неаполь, Палермо, Кёльн. Лондон насчитывал менее 50 тысяч жителей и вместе с Йорком представлял «группу» городов с населением более 40 тысяч жителей. Бордо, Тулуза, Монпелье, Марсель, Лион, Барселона, Севилья, Толедо, Сьена, Пиза и ганзейские города образовывали следующую ступень урбанистической лестницы: 20-50 тысяч (2).

Именно эти города, особенно итальянские, и понесли наибольший урон. Вообще потери от Чёрной Смерти были таковы, что Европа восстановила своё население лишь к 1600 году! Около 20-25% (а в некоторых районах, например, Сицилия, Сардиния – до 50%) деревень исчезли с лица земли. Если посмотреть более детально на отдельные города, то, например, в переполненном Авиньоне ежедневно умирало 400 человек; 70 тысяч домов опустели и были заколочены.

В течение шести недель было похоронено 11 тысяч человек. Вообще, как говорят, вымерла половина города, включая 9 кардиналов и 70 менее высокопоставленных иерархов церкви (3). Когда кладбища переполнялись, тела умерших зачастую сбрасывали в реки или просто оставляли на улицах.

В Париже в 1349 году умирало 800 человек в день, в Пизе – 500, в Вене – 500-600. В Париже умерло 50 тысяч человек, то есть 50% населения города; во Флоренции – от 60 до 80%; в Венеции, Гамбурге и Бремене – 60-70%. В относительно изолированных местах (монастырь, горная деревушка) один засопевший обычно означал смерть для всех. Так, во францисканских монастырях Каркассона и Марселя умерли все. Из 140 доминиканцев в монастыре Монпелье в живых осталось лишь семь.

Брат Петрарки, Герардо – монах Картузианского монастыря похоронил одного за другим приора и 34 монаха и остался один с собакой бродить по дорогам. В то время как те, кто мог, бежали из городов и деревень, эти населённые пункты, где оставались умиравшие или сошедшие с ума люди, становились объектом набегов волков (как в Далмации), завершавших то, что не успела Чёрная Смерть.

Кто прежде всего становился жертвой чумы? При прочих равных, конечно же, — беднота, простолюдины. Богатые, как правило, жили в более здоровых (минимальный уровень чистоты) условиях или имели достаточно средств, чтобы бежать от болезни. Кроме того, бедные чаще всего исходно были менее здоровы.

Высоким был процент умерших среди священников и врачей: это объяснялось их профессией. Много умирало детей и просто молодых людей. Хотя смертность была выше среди бедноты, аристократы и даже короли тоже умирали. Умер король Кастилии Альфонсо XI. Король Арагона Педро в течение шести месяцев потерял жену, дочь и племянницу. В Париже в 1349 году умерли королева Жанна и её невестка, жена дофина. Умерли Жанна, королева Наварры; Иоанна, дочь Эдуарда III; возлюбленная Бокаччо – Фьяметта; Лаура, та самая, которой посвящал свои стихи Петрарка.

После 1349 года исчезают из поля зрения (что даёт повод говорить об их смерти во время чумы) Андреа Пизано, известный флорентийский архитектор и скульптор, знаменитый схоласт Уильям Оккам, английский мистик Ричард Ролл из Хэмпоула и многие, многие другие.

Люди не понимали, как передаётся болезнь. Pasturella реstis, вызывающая чуму, была открыта 500 лет спустя после явления Чёрной Смерти. Её основным переносчиком были крысы. Среди всех реальных и магических средств наиболее эффективными оказывались карантин и систематическое уничтожение одежды и других вещей, принадлежавших больным и умершим. Во дворце папы Климента VI постоянно горели два огромных костра, и, кстати, папа пережил чуму.

Однако костры спасали не всех, и людей охватывал страх. Самым жутким было то, что люди не могли ни объяснить причин болезни, ни найти средств от неё. Оставалось только одно объяснение – Гнев Божий. Оно, в свою очередь, порождало, с одной стороны, чувство вины, с другой – стремление адаптироваться к обстановке тотальной смерти путём персонификации самой смерти, создания таких обрядных (карнавальных) форм, в центре которых была Смерть (в частности – «танец смерти»).

В свою очередь чувство вины требовало вытеснения из сознания и заземления на какой-то определённой части или группе населения. Кто вызывал гнев бедноты? Конечно же богатые, в том числе князья церкви, которые в ходе чумы обогатились, но утратили значительную часть популярности. (Как следствие – рост антиклерикальных настроений, особенно в Англии, разного рода ересей и так далее).

Однако знатные и богатые, церковь и купцы были социально сильными, их защищала власть, монархия. Поэтому объектом виктимизации стали женщины (обвинения в колдовстве) и евреи: в середине XIV века по Европе прокатывается волна гонений на евреев. Этому способствовала и общая атмосфера социально-психологического истощения, усталости, беззакония, апатии, равнодушия, аморальности.

В то же время Чёрная Смерть оказалась среди факторов, стимулировавших рост образования и университетов в Европе, – с одной стороны, заинтересованность в сохранении знания в условиях массовой гибели его носителей, прежде всего врачей и священников; с другой – надежда на то, что знание поможет выжить. Как бы то ни было, один из интеллектуальнейших монархов своего времени, император Карл IV основал именно в чумной 1348 год Пражский университет и в течение пяти следующих лет издал «имперские аккредитации» ещё для пяти университетов – в Оранже, Перудже, Сьене, Павии и Люкке. За эти же пять лет были открыты три новых колледжа в Кембриджском университете.

Социальные и экономические последствия Чёрной Смерти были таковы, что во многих (но не во всех) частях Западной Европы «сделочная» социальная позиция крестьян по отношению к земельной аристократии значительно усилилась, соотношение живого труда и земли изменилось. Для выживших крестьян и рабочих Чёрная Смерть оказалась фактором, улучшившим их уровень жизни.

Нехватка рабочей силы привела к повышению платы сельскохозяйственным работникам и городским рабочим. Власти во Франции. Англии, Испании в 1349–1351 годах издавали статуты с целью заставить вернуться рабочих к уровню зарплаты до чумы, но из этого ничего не вышло. Снизился спрос на многие сельскохозяйственные продукты, что привело к падению цен на них – цены на зерно в ряде районов упали на 20%.

Несколько снизились цены на вино и скот (правда, между 1350 и 1450 годами значительно выросли цены на масло). Упали цены и на промышленную продукцию (за исключением железа – из-за спроса на оружие). Это общее падение цен в XIV–XV веках – разворот на 180° тенденции XII и XIII веков (4). Тенденция к падению цен сохранялась почти до конца XV века, пока в европейской экономике не начался новый подъём (и рост цен), совпавший уже с генезисом капитализма.

Чёрная Смерть, однако, не была ни всеподавляющей, ни единственной причиной наступления «Осени Средневековья»: первые «жёлтые листья» начали падать за пятьдесят лет до неё. Как подчёркивает Гимпел, будучи демографической катастрофой, Чёрная Смерть не была причиной демографического спада.

В большей степени она придала позднесредневековому Западу танатический облик и увенчала все те отрицательные сдвиги и события, которые наметились и произошли в первой трети XIV века, особенно в Италии: банкротства банков, неурожай, выступления рабочих, восстание Кола ди Риенцо.

Чёрная Смерть оказалась как бы пиком всего этого и одновременно чёрной траурной чертой, траурной линией, отделившей эпоху «фантастического Средневековья» от мрачной «Осени Средневековья» 1350–1450 годов.

Андрей Фурсов. Статья иллюстрирована гравюрами Ганса Гольбейна Младшего (серия «Пляска смерти»)

***

1 – В. Tuchman. A distant mirror: The cofamitcus 14th century. N.Y.: Ballantine books. – 1978

2 – В. Tuchman. A distant mirror... – р. 96

3 – В. Tuchman. A distant mirror... – р. 94

4 – I. Gimpel. The Medieval Machine: The industrial revolution of the Middle ages. – Wildwood house 1988. – p. 214

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

У конца «третьей эпохи» (к практической теории социальной эсхатологии)
Кратократия. Прозрачные тайны кратократии
Нострадамус XX века?
ЦИТАТЫ