Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №5. Май 1991 год

Справедливость – искусство неравенства

С незапамятных времён люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать... Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решён, что такое справедливость и как её осуществить в жизнь?

И. Ильин

«Нашему народу предстоит... вновь утвердить свой национальный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет дело нескольких поколений, но это будет осуществлено и достигнуто». Такое мог сказать только очень неравнодушный, верящий в Россию человек. Иван Александрович Ильин (1883 – 1954 годы), прошедший великолепную школу философии права, в 1918 году блестяще защищает диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В 1921-м его избирают председателем Московского психологического общества, а год спустя, вместе со многими другими российскими философами, историками, политологами и богословами, он приговаривается к пожизненному изгнанию из отечества.

В 30-е годы за границей он сфокусировал своё внимание на проблемах социального и культурного возрождения России. Его книги «Путь духовного обновления», «Творческая идея нашего будущего», «Основы борьбы за национальную Россию» и другие посвящались созданию идеального образца самобытной русской цивилизации.

Жизнь вдали от родины была для мыслителя мукой. По его представлению, только в России возможно сопряжение смысла личного и вселенского бытия. «Если мои книги нужны России, – писал он, – то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».

Перед нами сокращённый вариант статьи «О справедливости», вошедшей в один из трудов Ивана Александровича Ильина – «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (Мюнхен, 1958)

Иван Ильин

Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причинённые ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу. Чем скуднее, теснее и насильственнее жизнь людей, тем острее они переживают всё это и тем труднее им договориться и согласиться друг с другом.

Иногда бывает так, что самоё слово «справедливость» встречается иронической улыбкой и насмешкой.

Однако всё это не компрометирует и не колеблет старую, благородную идею справедливости, и мы по-прежнему должны противопоставлять её всякой бессовестной эксплуатации, всякой классовой борьбе и всякому революционному уравнительству. Мы можем быть твёрдо уверены, что ей принадлежит будущее. И всё дело в том, чтобы верно постигнуть её сущность.

Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми надо обходиться «одинаково». Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы...

Если бы люди были действительно равны, то есть одинаковы телом, душою и духом, то жизнь была бы страшно проста, и находить справедливость было бы чрезвычайно легко. Стоило бы только сказать: «одинаковым людям – одинаковую долю», или «всем всё поровну» – вопрос был бы разрешён. Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически: и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. Что может быть наивнее, упрощённее и пошлее этой теории? Какое верхоглядство или даже прямая слепота приводят людей к подобным мёртвым и вредным воззрениям? После французской революции прошло 150 лет. Можно было бы надеяться, что этот слепой материалистический предрассудок отжил давно свой век. И вдруг он снова появляется, завоёвывает слепые сердца, торжествует победу и обрушивает на людей целую лавину несчастья...

На самом деле люди не равны от природы и не одинаковы ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола; они имеют от природы не одинаковый возраст, не равную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга и телесно и душевно, что на свете вообще невозможно найти одинаковых людей. От разных родителей рождённые, разной крови и наследственности, в разных странах выросшие, по-разному воспитанные, к различным климатам привыкшие, не одинаково образованные, с разными привычками и талантами, – люди творят неодинаково и создают неравноценное. Все они различного ума, различной доброты, несходных вкусов; каждый со своими воззрениями и со своим правосознанием. Словом, они различны во всех отношениях!..

Есть над чем задуматься... Когда есть чем задуматься

Есть над чем задуматься... Когда есть чем задуматься

Как сделать при этом, чтобы каждый получил в жизни согласно своей особливости? Как угнаться за всеми этими «бесчисленными своеобразиями»? Как «воздать каждому своё»?.. Ребёнка надо охранять и беречь: это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. Слабого надо щадить. Уставшему подобает снисхождение. Безвольному надо больше строгости. Честному и искреннему надо оказывать больше доверия. С болтливым нужна осторожность. С одарённого человека справедливо взыскивать больше. Герою подобают почести, на которые негерой не должен претендовать. И так – во всём и всегда...

Поэтому справедливость есть искусство неравенства. В основе её лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям. Но в основе её лежит также живая совесть и живая любовь к человеку...

Справедливость есть начало художественное: она созерцает жизнь сердцем, улавливает жизнь каждого человека, старается оценить его верно... Она «внимательна», «социальна»; она блюдёт чувство меры; она склонна к состраданию, к деликатному снисхождению и поощрению. Она имеет много общего с «тактом». Она тесно связана с чувством ответственности. Она по самому существу своему любовна; она родится от сердца и есть живое проявление любви.

Безумно искать справедливость, исходя из ненависти, ибо ненависть завистлива, она ведёт не к справедливости, а к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливость в революции, ибо революция дышит ненавистью и местью, она слепа, разрушительна, она враг справедливого неравенства, она не чтит «высших способностей» (Достоевский). А справедливость сама по себе есть одна из высших способностей человека и признание её состоит в том, чтобы узнавать и беречь высшие способности...

Люди будут осуществлять справедливость в жизни тогда, когда все или по крайней мере очень многие станут её живыми художниками и усвоят искусство неравенства. И тогда справедливый строй будет сводиться не к механике справедливых учреждений, а к органическому интуитивному нахождению предметных суждений и предметных обхождений для непрерывного жизненного потока человеческих своеобразий. Справедливость не птица, которую надо поймать и запереть в клетку. Справедливость не отвлечённое правило для всех случаев и для всех людей, ибо такое правило уравнивает...

Справедливость не следует представлять себе по схемам «раз навсегда», «для всех людей», «повсюду», ибо она именно не «раз навсегда», а живой поток индивидуальных отступлений. Она для каждого в особенности и живёт исключениями...

«Найденная раз навсегда» справедливость – это иллюзия, химера, вредная и неумная утопия. В жизни важнее всего... искреннее желание справедливости и честные поиски её. И если это есть, тогда люди будут легко мириться с неизбежными несправедливостями жизни – условными, временными или случайными.

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

День белого лотоса
Справедливость – искусство неравенства
Живое мироздание
ЦИТАТЫ