Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №1(13). 1992 год

Открыть PDF

Народовластия у нас все еще нет. Есть немногие демократы и ожидание демократии.

Разговор «гласного слова» и «самого-по-себе голоса» (или о некоторых тематических акцентах журнала в ближайшей перспективе)

Александр Золотарёв, главный редактор журнала
Александр Золотарёв, главный редактор журнала

Что только не переименовывают сейчас, а вот, сдаётся, не было сообщений о переименовании пика Коммунизма.

В самом деле. Да и не стоит пока. Вершина, сама того не подозревая, передаёт наше нынешнее состояние: голо, холодно, тревожно.

Этот пик не подозревает и о том, что своим вертикальным положением он обязан заказной «учёновщине» одних, политиканской игре других, элементарной глупости третьих.

«Третьих» всё ещё тьма-тьмущая, что особенно тревожно. А сами «третьи» тревожатся тем, что эту глупость у них отнимают.

Ещё как тревожатся! Вспомним ну хотя бы недавние страсти по очередной годовщине «Аврориного» залпа: вынь да положь праздник социалистической революции!

Хлебом не корми, а «новую эру, открытую Октябрём», не закрывай.

Не по себе «массам». Не могут они смеясь расставаться со своими старыми мифами, если перефразировать Маркса.

И не потому, что совсем или почти разучились смеяться. Просто им не предложены новые «цельнометаллические» мифы или иначе – социосказки.

Вот беда-то! Не держать же за эти сказки хоровые смакования «шехерезадностей» сегодняшнего, условно говоря, капитализма.

К тому же в основе его благополучия хоть обыщись – нет ничего мифического.

Мифодельство – это как бы «строительные леса» чего-то искусственного. «Социализм» надо строить; капитализм – только разрешить.

Да. И за всем, что у людей есть там, «в капитализме», стоит неиспробованное у нас вкалывание.

У нас вкалывали редко и только в экстремальных условиях. При этом о «тамошней» работе, всегдашней высочайшей отдачи, в первой стране (кого, как не людей?) победившего «социализма» знали всегда.

Кстати, по мнению иных аналитических публицистов, в нашем государстве с некоторых пор скверно работали, причём чуть ли не намеренно, едва ли не все.

Ни дать ни взять – всероссийская вялотекущая стачка в пику планово-палочному режиму.

Наблюдение с «заусенцем» и небесспорное, однако здесь есть над чем подумать.

Как ни думай, а отшиблена память «работу работающих» рук, – так ведь говаривали встарину? Зашлакована пустопорожними измами и прочим непотребством голова. Потому возьмёшься сегодня дельных искать, может, и найдёшь, да обаукаешься.

Чему удивляться, если буйство запретительства и насилия совокупного капээсэсного начальства, или, что одно и то же, государства, «закупоривало и отнимало силу: рабочую, интеллектуальную, духовную, да какую угодно.

Не оттого ли сил у многих хватает нынче лишь на возбуждённое уныние. А на тяжкие хлопоты «прочтения» нового бытия и само это бытие их не очень-то и остаётся.

Не умеем поберечься, вот и надсаживаем душу самоуничижением... Да, нам есть по поводу чего убиваться, есть в чём каяться, но не за что себя презирать.

И согласитесь, совсем уж ни к чему считать себя «вляпавшимися» в свою Историю.

Конечно же, нет. Ведь История вычерчивается, известное дело, суммарными действиями очень разных её участников...

Они – это не только диктаторы от революции, правители от Всеягулага или лидеры от «Всё для блага человека».

Совсем нет. Можно сказать, была и продолжается История разновеликих Сахаровых: людей всевозможных сфер делания жизни.

Не прерывалась и История обычных Порядочных людей. Они всегда и всюду – у нас в том числе – легко отличаемы от непорядочных.

У последних вместо лица – ну эта... не скажу, что.

Не свёрнута до конца История Отчего дома изначального человеческого пространства.

Только такого рода пространствами и должна измеряться страна, но не Бельгиями и Люксембургами, «вместе взятыми» – как было принято, помните, совсем недавно.

Да. И ещё – общей социальной «непроточности» системы противостояла, пусть и не свободная от каких бы то ни было «тромбов», История Храма.

И вот, держа всё это про себя, стоит ли стенать по советскому «безвременью»?

Или, более того, – причитать по примеру иных записных плакальщиков над «социалистическим выкидышем» из планетарной цивилизации.

Вздор! Не выпадали мы из неё. Другое дело, что, «заклинившись» на перманентной социальной и политической революции, напророченной Троцким, страна не смогла соответствовать серии серьёзных «ходов» революции цивилизационной.

Точнее, во многом сумела, но лишь на одном индустриальном этапе её протяжения.

Да. Сумела уже при Советах, хотя отставала на этом этапе от Западной Европы на полтора столетия.

Наш принцип «догоняющего развития» дал «пробуксовку» в постиндустриальный период – общий для, так сказать, продвинутых стран.

Не мудрено – индустриализация-то на круг далась нам на полупогосте. Мы и по сию пору не знаем её точной цены: по большому счёту всё ещё молчат архивы, «в рот крови набрав».

Среди прочего и поэтому неправы те, что твердят, мол, «хватит жути прошлого» – давайте о настоящем. Увы, совсем не хватит.

Мы в этом самом настоящем, о сегодняшних-то «героях» режима, его поскрёбышах-гэкачэпистах вряд ли много узнаем, если рассказом об их «геройствах» не озаботятся – в стиле «Шпигеля» – западные информационники.

«Хватит жути прошлого» – это лозунг охранителей не далеко отступившей системы.

И вкладывают они его в уста слабонервных и социально инфантильных.

На это можно в который уже раз заметить: мы не разберёмся в своих нынешних днях, если основательно не узнаем природы только внешне знакомых бед, не ухватим, что называется, алгоритма зла. Не только Октябрём, но и предшествующими временами «отлаженного».

И заодно не перестанем воспринимать всё случившееся с нами как нечто мистически анормальное. Без массовых преступлений, и конкретно без партгоскриминальщины в собственном, нацистском, кампучийском и т. д. случаях, плюралистическая всеобщая цивилизация не обходится...

Точно так же, как без своих достижений и благоденствий – внутренне противоречивых, с не всегда предсказуемыми последствиями.

«Предсказуемость» – это вообще не из нашего словаря. Мы никак не можем уяснить, что построили, а уж тем более – куда или во что хотим двигаться.

Наверное, построили мы «антикапитализм», если вслед за периодикой рассуждать о сути дела несколько упрощённо.

Ублюдочный «антикапитализм»: он другим и не может быть.

И, к слову сказать, такие пояснения к нему, как «бюрократический», «партократический», «тоталитарный» сильно тянут на пустышки и погремушки...

Которыми до самозабвенья увлекаются не только газетчики, но и – умри всё живое – учёные мужи-обществоведы.

Крайне редкие из них характеризуют наш «антикапитализм» незатасканно. Согласно им, совстрой не столько тоталитарный (по Н. А. Бердяеву, земная власть частична, тотально лишь Царствие Божие), сколько кратократический.

Здесь имеется в виду власть власти или, словами Оруэлла, «власть ради власти»?

Да. Однако это предмет особого, непростого, но много разъясняющего разговора.

Хорошо. Но прямо сейчас уточним, куда же мы всё-таки станем держать путь из кратократического «антикапитализма»? В капитализм?

Нет. На цивилизационную постиндустриальную «площадку». На ней для нас в перспективе не будет места ни неизбежным сегодня элементам классического капитализма, ни социализму: ему пока, а может быть, вообще не быть. Нас ожидает, если угодно, просто на-себя-работа и во имя своё, а не коммунизма, жизнь. Ну чем не цель!

Мудрые Махатмы говорят: «Цели мы не знаем. Позаботимся о средствах. Цель же позаботится о себе сама».

Если рассуждать о средствах, то не последнее из них видится в том, чтобы, смирив большевистскую гордыню, «стажёрски» отслеживать ход нового, следующего за постиндустриальным этапом развития стран...

Всё больше пекущихся о так называемом духовном производстве и универсальном обслуживании людей. То есть о деятельности, берущей верх над производством традиционно материальным.

Догонять – не привыкать: планида такая.

Однако занимает вопрос, близкий к средствам «догоняния» – в каком стиле? Не потребуется ли засесть за кем ни попадя пинаемого Маркса? Ведь кто лучше его исследовал классический (о чём упоминалось) или, по-другому, хищнический капитализм?

Не только об элементах дикого «советского капитализма» пойдёт речь, а о чём-то эдаком передёрнутом на особинку, если толковать о «бизнесе» новоявленных «бизнесменов» с сильно руководящим прошлым – непотопляемых. По поводу них кто-то из политологов заметил: приватизация по-аппаратному – это презерватизация собственности: акт есть, а плода нет.

Не менее серьёзна и другая проблема. Ещё недавно стоять за приватизацию госсобственности означало ослаблять позиции КПСС.

Сегодня приватизация объективно не может не ограничивать власти новых властей.

Примечательны голоса: если взаимоотношения демправителей и предпринимателей не зададутся, ждите «переиздания» буржуазной революции, роль низов в которой сыграет не такой уж «грудничковый» средний класс.

На Западе уже много лет существует неизвестная нам дисциплина или даже род деятельности – политический бизнес – некая «шлюзовая» система, регулирующая связи делового мира и правящих структур. Политбизнес, думается, и следует осваивать.

Господи, чего нам только не следует осваивать, отходя от большевистских методов дебольшевизации! Ну вот вам гремучие нацдела... От стабильности концлагерного качества мы перешли к нестабильности полусвободы... «Проблема инородцев» – говорили когда-то царские чиновники. Сегодняшняя же проблема проблем в том, что мы сами себе инородцы.

Проблема армии или армий – уж и не знаешь, как сказать – тоже не меньшая по гремучести. И о ней говорено-переговорено. Что здесь выделить? Пожалуй то, что у нас много генералов и мало Офицеров.

Это как в сельском хозяйстве: полно агроначальников, да с гулькин нос Хозяев. К тому же вообще запущен крестьянин, и с землёй всё как-то не очень решается. Точнее, решается, но по-доавгустовский 91 – коммунистическими наместниками. А у них...

А у них – по Салтыкову-Щедрину: «Шестой раз гневаемся, а репа не растёт!»

Бычки пленумные – нет спасу. Невежды профессиональные – дышать нечем.

Так, да не так. Они вполне профессионально знают, чего хотят. А тем, кого не назовёшь невеждами, нынче, при демократах, как и при комрулевых, чаще всего по-прежнему неуютно.

Прежде всего и особенно в глубинке. Так уж повелось издавна у нас, что быть умным, да ещё и демократом, это прямо-таки подвиг радикализма.

А общий сверхподвиг в таком случае – помочь быть умной демократии. Недаром считают, что власть нуждается не в полноте, а в не дремучем наполнении.

Это очевидно. Однако до демократического жизнеуклада нам, увы, далеко. Его нет.

Есть немногие демократы. И ожидание демократии.

Приходится считаться с тем, что демократия – это не всегда выбор лучших, а чаще всего – себе подобных.

Вот властям-то – какие они ни на есть – и нужно по-настоящему востребовать интеллектуала.

Обессилевший от всегдашнего благоразумия, скорее всего, не отзовётся.

Устоявший против десятилетий нравственного блуда – явится.

Устоявший и против госкультуры, он в «четыре руки» со здравым смыслом возродит неказённое мировидение взамен идеалистического материализма. Вульгарного... Ну не биржей же единой...

Глядишь, это, хотя бы для начала, поможет понять, что не государству, а человеку отведено быть сувереном цивилизованной страны. Цивилизованной.

Новое мировидение сменит «красное» моноцветовое восприятие мира на многоцветовое и многоуровневое. Ведь должны же мы быть научены: когда не остаётся ничего, кроме реальности, исчезает и реальность.

А пока... Пока страна или СНГ (надо же!) – как бы на переворачиваемой странице своей Истории... Не слишком удобное положение.

Будем держаться!

Ещё в главе «Жизнь - слово - дело»:

Разговор «гласного слова» и «самого-по-себе голоса» (или о некоторых тематических акцентах журнала в ближайшей перспективе)
И вновь Россия ощутила, какими безднами окружена (безыскусный говор августа 91-го, или блокнотная фонограмма отведённой беды)
Заповедь
ЦИТАТЫ