Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №9. 1991 год

Опыт урбанизации

На пороге XXI века более половины населения Земли живёт в городах. Сегодня урбанизация приобретает такие темпы, которые невозможно было вообразить несколько десятилетий назад. Она порождает такие проблемы, о характере которых ещё сравнительно недавно люди не могли ничего знать.

В своей статье Вольф ТОХТЕРМАНН, возглавляющий реализацию специальной программы ЮНЕСКО, ведёт разговор об урбанизации и «деурбанизации» – своего рода буме не только роста, но и упадка городов. Увидим ли мы в его рассказе свои собственные проблемы?

Город – это…

Город – это прежде всего обрамление нашей жизни, то место, где мы работаем, учимся, развлекаемся и так далее. Причём возможности, которые он нам предоставляет, возрастают в соответствии с его размерами, числом официальных учреждений, интенсивностью экономических, торговых, общественных и культурных связей.

У каждого горожанина свой образовательный уровень, профессиональные устремления и индивидуальное восприятие окружающей среды. Для одних понятие «город» означает дом, место работы и соединяющую их дорогу, другие воспринимают это понятие гораздо шире.

Город для его «управителей» – мэра, членов муниципального совета – это прежде всего административное образование с присущими ему разнообразными вопросами и задачами, которые необходимо решать.

Для градостроителя это поле применения его знаний и опыта организации пространства. Он создаёт из хаоса упорядоченную структуру, придаёт форму живой ткани города.

Историк-урбанист воспринимает город как процесс непрерывного развития на протяжении веков, как череду сменяющихся архитектурных стилей. Каждой эпохе соответствует своя концепция хозяйствования, государственной власти и производства, во многом объясняющая формирование и распад городского ансамбля.

Интеллектуалы, учёные, философы получают в городе возможность обмена мнениями, который даст пищу для ума. Один учёный подсчитал, что для того, чтобы найти себе 5 – 10 помощников-единомышленников для проведения совместных исследований, ему необходимо жить в городе с населением не менее 1 миллиона жителей.

Для жителей деревни город – это чудесный магнит, влекущий своими экономическими возможностями и калейдоскопом развлечений, рождающий призрачную мечту о лучшей жизни. Отток населения из сельской местности шёл веками и достиг пика в XIX веке, когда уровень занятости и доходов в городах был наиболее высок.

В наши дни города, особенно в развивающихся странах, и прежде всего города-гиганты, продолжают привлекать жителей сельской местности, несмотря на то, что уже не располагают достаточным количеством рабочих мест, по крайней мере в ведущих областях экономики. Но вчерашние крестьяне, сознавая, что привилегии городских жителей им по-прежнему недоступны, всё же надеются, поселившись на городских окраинах, перешагнуть хоть одну-две социальные ступени.

Города «традиционные» и «спланированные»

Как правило, определить причину возникновения агломерации довольно трудно: факторы, тормозящие её или благоприятствующие развитию, часто неясны. Почему одному городу удалось вырваться вперёд, в то время как другому, обладавшему теми же достоинствами, не суждено было развиться в той же мере или такими же темпами? Зачастую причина тут экономическая – большинство городов возникали и развивались благодаря выгодному расположению на пересечении торговых путей, на речной магистрали или в естественной гавани. Мог город возникнуть и по авторитарной воле какого-либо правителя; мог появиться в результате открытия новых месторождений тех или иных полезных ископаемых; мог родиться как спутник индустриального комплекса. Множество подобных разнообразных факторов обычно дополняют друг друга, что создаёт условия, которые способствуют развитию нового города.

Многие градостроители разделяют города на «традиционные» и «спланированные».

Они считают, что «традиционный» город возникает и развивается по естественным законам в отличие от города «спланированного». Но различие между этими двумя градациями трудноуловимо. В средние века города никто не планировал, однако это не мешало их чёткой организации. Города же XX века, несмотря на все старания планировщиков, крайне редко являют собой пример совершенства.

"Их" небоскребы, известно, бьют по психосостоянию людей...  По чему только не бьют наши "небоскребы" и особенно "поскребыши" — бетонные бараки?

«Их» небоскрёбы, известно, бьют по психосостоянию людей... По чему только не бьют наши «небоскрёбы» и особенно «поскрёбыши» – бетонные бараки?

Для «традиционного» города, который органично развивается на протяжении веков, характерна единая структура, использование определённых строительных материалов, порядок чередования улиц и площадей.

«Спланированные» города, возникавшие по воле властителей, желавших определять не только форму, но и судьбу города, существовали во все времена. Примеры тому – идеальные города итальянского Возрождения, города эпохи барокко, испанские поселения в Латинской Америке, Пекин в Китае, Джайпур в Индии.

Город и промышленная революция

В XVIII – XIX веках промышленная революция вызвала резкое увеличение городского населения, сопровождавшееся массовым притоком сельских жителей, в результате чего многие города подверглись коренной перестройке. Наряду с традиционными структурами возникли регулярные, часто ортогональные (от греческого ortogonios – прямоугольный – Ред.) схемы. Новые кварталы Барселоны и Берлина, расположение улиц в Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго и Канберре рельефно демонстрируют разницу между «органичной» тканью города и жёсткой планировкой, заранее определяющей его форму и функции.

Еще совсем недавно какой-нибудь бодрый газетчик назвал бы детей, играющих у неубранных после строительства бетонных чушек: "Будущие строители".Да еще и добавил бы, чего именно.Сегодня... в общем, когда подрастут, пусть сами решат, кем быть

Ещё совсем недавно какой-нибудь бодрый газетчик назвал бы детей, играющих у неубранных после строительства бетонных чушек, будущими строителями. Да ещё и добавил бы, чего именно. Cегодня... в общем, когда подрастут, пусть сами решат, кем быть

Заметим, что, когда «планирование» города зависит от воли и далеко не безупречного вкуса правителей (в частности, диктаторов), монументальное часто уступает место колоссальному. Так, план развития Берлина, разработанный по приказу Гитлера в 1937 году Альбертом Шпеером, а также план перестройки Бухареста, начатой Чаушеску в 1981 году под лозунгом «систематизации» города, имели целью насадить чуждые естественному фону городские структуры, сконцентрированные вокруг административных зданий. (В этой связи уместно вспомнить и план реконструкции Москвы 1935 года, «сталинский неоклассицизм», гигантские масштабы которого безжалостно сметали историческую застройку древнего города – Ред.)

Начиная с 50-х годов многие государства предприняли амбициозные проекты возведения «новых городов» с целью «разгрузить» метрополии от структур государственной власти и сконцентрировать градостроительство в новых регионах. Это были новые столицы, призванные стать «новым лицом» страны или региона. Такими городами стали Бразилиа (архитектор Л. Коста) и индийский город Чандигарх, построенный по проекту Ле Корбюзье. Предприняли попытки создать новые столицы также Нигерия и Танзания.

Оборотная сторона урбанизации

Город – живой организм. И как в жизни человека, в жизни города бывают светлые и тёмные страницы, взлёты и падения. Сегодня города развитых стран, в которых иссякли прежде мощные источники экономического процветания, поражает настоящая «деурбанизация». Эта болезнь затронула многие горнорудные и промышленные районы Европы и США: пустыри, заброшенные промышленные зоны, покинутые здания – всё это усугубляет такие социальные беды, как преступность и безработица.

В развивающихся странах миграция сельского населения и высокие темпы демографического роста вызывают ускоренную урбанизацию, тревожащую демографов, градостроителей и особенно местные органы власти. Они не в силах справиться с постоянными притоками мигрантов, прибывающих из села в поисках городских соблазнов. Их поселения, именуемые «февелами» или «бидонвиллями», считаются язвами на теле города, а за самими обитателями закрепляется дурная слава. Во многих городах мигранты составляют большую часть населения.

Где еще вы увидите почти роденовские позы собак? Опять у двуногих недопоставки по мясу

Где ещё вы увидите почти роденовские позы собак? Опять у двуногих недопоставки по мясу

В крупных агломерациях отмечается снижение качества жизни. Загрязнение, шум, постоянная угроза эпидемий и голода, рост преступности и хроническая слабость коллективных инфраструктур – таковы последствия неуправляемого роста городов.

Город, особенно в развивающихся странах, становится продуктом «стихийного» процесса, заключающегося в захвате земли с целью последующего сооружения на ней какого ни на есть пристанища. Некоторые социологи поговаривают о рождении новой культуры градостроительства, некоего сплава традиции и так называемой «местной» архитектуры, иными словами, архитектуры без архитекторов.

Трудно сказать, какова судьба этой новой культуры в будущем, но мы твёрдо знаем, что уже сегодня города развивающихся стран строятся вопреки градостроительным планам и директивам, по воле обстоятельств.

* * *

Итак, рост и развитие городов влекут за собой и растущие противоречия: снижается качество жизни отдельных групп населения, загрязняется окружающая среда, город теряет своё лицо.

В человеческом хоре, вещающем о трудностях выживания, всё звучнее слышится «голос» Города.

Из журнала «Курьер ЮНЕСКО»

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Земля без места, или где твой дом?
Опыт урбанизации
Поэма
ЦИТАТЫ