Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Новые информационные технологии в структуре корпоративного управления интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса

Статья кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Ашурбейли И. Р.
ОАО «НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина»,
г. Москва

Опубликовано в сборнике трудов «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем»

Программа действий Президента и Правительства Российской Федерации в области модернизации экономики предусматривает сосредоточение усилий на структурной перестройке и развитии отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как наиболее наукоёмкой и высокотехнологичной части отечественной экономики.

Стратегия реформирования ОПК в первую очередь направлена на изыскание рациональных путей комплексной реструктуризации оборонного комплекса, создание интегрированных промышленных структур в конфигурации, учитывающей новые тенденции и подходы к формированию и реализации Государственной программы вооружения и Государственного оборонного заказа, и в то же время способных решать проблемы окупаемости. Реформирование ОПК должно способствовать развитию новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружения и военной техники и укреплению позиций российских производителей на мировом рынке оружия. Основные организационные подходы и механизмы решения комплекса проблем, связанных с реформированием ОПК, были определены Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 – 2006 годы)».

В состав формируемых интегрируемых структур включаются научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, заводы, предприятия других организационных форм, обеспечивающие, наряду с разработкой и изготовлением ВВТ, его эксплуатацию, ремонт, утилизацию, а также продвижение своей продукции в войска и на внешние рынки оружия.

Мировая практика показывает, что эффективная деятельность подобных корпоративных структур может быть достигнута только на основе внедрения жёсткой вертикали управления предприятиями-участниками и важнейшей составной части этой вертикали – единой высокоавтоматизированной системы управления. Это позволяет исключать дублирование разработок и работ, осуществлять жёсткую унификационную политику, сократить документооборот и управленческий аппарат.

Если не рассматривать возникающий при этом комплекс организационных проблем, то главной задачей при реализации данного подхода является внедрение единой системы планирования и управления на основе применения современных информационных технологий. При этом современные информационные технологии должны внедряться не только на базовых предприятиях, на основе которых осуществляется интеграция (как правило, это ведущие системообразующие предприятия отрасли), но и на каждом предприятии, входящем в состав корпоративной структуры. Эти работы должны производиться по единому плану-графику с тем, чтобы обеспечить максимальный охват автоматизацией функций и задач управления.

Учитывая различную функциональную и технологическую направленность деятельности предприятий, входящих в состав корпоративной структуры, это может быть успешно достигнуто только за счёт организации целенаправленных совместных усилий, причём основным инструментом этого является формирование предприятиями корпоративных стратегий по реализации заявленных направлений деятельности.

Сложность состоит в том, что суть подхода к построению корпоративной информационной технологии основывается на дуалистическом принципе: базовом единстве для всех предприятий корпоративной структуры и учёте специфики каждого предприятия.

Очевидно, что первоочередной является реализация возможности ведения аналитической работы в корпоративной структуре путём формирования единых баз данных по каждому направлению, включая объединённые данные по кадрам специалистов, научно-техническому, конструкторско-технологическому заделам и технологиям, объектам недвижимости, интеллектуальной собственности и нематериальным активам, основному и вспомогательному оборудованию, конечным изделиям, средствам энергетики и так далее.

Таким образом, необходимо сформировать и внедрить корпоративную информационную технологию, то есть создать единую интегрированную информационно-расчётную среду, включающую функционально разнотипные предприятия (разработчики сложных образцов техники; изготовители; организации, обеспечивающие ремонт и эксплуатацию техники; службы маркетинга; внешнеторговые фирмы и другие). Очевидно, что такой средой будет иерархически организованная глобальная вычислительная сеть корпоративной структуры, связывающая замкнутые на неё локальные вычислительные сети территориально разнесённых предприятий и организаций, каждая из которых может, в свою очередь, иметь внутреннюю иерархическую организацию.

Наиболее целесообразной формой такой информационной инфраструктуры является информационно-управляющая интегрированная система, которая должна осуществлять в интерактивном режиме и в реальном масштабе времени управление всей административно-хозяйственной и производственной деятельностью формируемой корпоративной структуры ОПК с учётом основных аспектов жизнедеятельности всех предприятий, входящих в неё.

Определяющими для успешного решения этой задачи являются корректное формулирование принципов реализации корпоративных информационных технологий управления и этапность реализации, связанная, помимо прочего, с необходимостью разумного разнесения во времени значительных материальных вложений и трудозатрат. К числу основных принципов следует отнести:

1. Создание (формирование из доступных стандартных средств) проекта интегрированной иерархически организованной информационной среды корпоративной структуры на базе существующих (создаваемых) информационных сред предприятий.

2. Разработка стандартных форм документов по всем направлениям деятельности управления корпоративной структурой и входящими в неё предприятиями с учётом принципов безбумажных технологий.

3. Внедрение по единому плану программно-аппаратных средств для автоматизации проектной, производственной, эксплуатационной, маркетинговой, финансово-хозяйственной и управленческой деятельности каждого из предприятий и корпоративной структуры в целом.

4. Формирование терминальной сети автоматизированных рабочих мест проектных, производственных, эксплуатационных, маркетинговых, финансово-хозяйственных и управленческих подразделений, и служб предприятий, и корпоративной структуры в целом.

Первоочередными работами по реализации перечисленных принципов следует считать:

1. Формирование требований для предприятий корпоративной структуры по единству форм представления данных, по сетевым протоколам, структурам баз (банков) данных, надёжности, безопасности и другим условиям функционирования.

2. Формирование основных средств интеграции – интегрированные базы данных и электронные архивы, распределённые по основным видам деятельности; системы управления базами данных; сетевые средства доступа; единые библиотеки описаний базовых компонентов, нормативов и других параметров – для разработчиков, изготовителей, эксплуатационников, экономистов, хозяйственников, управленцев.

3. Формирование корпоративных стратегий как внутри предприятий и служб, так и корпоративной структуры в целом по регламентации форм и стандартов документооборота, поддержке сетевых средств обмена, операционных систем и других базовых аппаратно-программных средств единой интегрированной информационной среды.

4. Поэтапное создание локальных вычислительных сетей на предприятиях и их увязка в рамках глобальной сети корпоративной структуры.

5. Создание оперативных машинных архивов и интегрированных банков данных на предприятиях и их увязка в рамках корпоративной структуры.

6. Создание и последовательное развитие системы обеспечения безопасности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации в корпоративной сети.

7. Последовательный переход на безбумажные формы документооборота на предприятиях и в рамках корпоративной структуры (включая конструкторско-технологическую, производственную, эксплуатационную и другие формы документации).

8. Создание распределённых баз данных для обеспечения оперативного взаимодействия, контроля и управления как внутри предприятий, так и в рамках корпоративной структуры.

9. Подготовка и обучение пользователей и системных программистов.

Как известно, успешная деятельность любой многофункциональной корпоративной (интегрированной) структуры базируется в первую очередь на действенных процедурах управления. Формирование процедур управления состоит в сборе и анализе соответствующей информации, формулировании целей управления, путей их достижения и вариантов решений, доведении решений до исполнительных органов (исполнителей), контроле исполнения.

В связи с этим приоритетным направлением при формировании корпоративной информационной технологии должно стать создание централизованного банка данных управления корпоративной структуры по всем аспектам жизнедеятельности её предприятий и внедрение электронного документооборота между предприятиями.

Построение централизованного банка данных управления интегрированной структуры должно осуществляться с использованием современных систем управления базами данных (СУБД), позволяющих создавать реляционные базы данных и работать в локальной вычислительной сети. При этом важнейшее значение имеет решение проблемы выравнивания баз данных, под которым следует понимать автоматическое в реальном масштабе времени внесение обновлений во все базы данных сети и их соответствующие разделы при внесении в одну из баз изменений каких-либо данных уполномоченным на то пользователем. Внедряемые реляционные СУБД должны соответствовать общепринятым международным стандартам.

Важнейшим принципом построения корпоративной базы данных является принцип единства ответственности за хранящуюся в ней информацию. Это означает, что все пользователи (в пределах их полномочий) используют для работы информацию, содержащуюся в едином разделе базы данных, персональная ответственность за ведение которого возлагается на ответственное лицо или орган управления. Никто более не имеет право на коррекцию этой информации. Реализация этого требования означает необходимость защиты хранимой информации от несанкционированного изменения или уничтожения.

В целях соблюдения режимных требований и конфиденциальности в составе информационной системы должна быть предусмотрена подсистема безопасности, включающая в себя, в частности, администратора сети (включая ведение системного протокола и организацию разграничения доступа) и средства документирования информации, обеспечивающие получение результатов в требуемой форме на физическом носителе (твёрдой копии), на твёрдом диске типа винчестер или на сменных дискетах.

Структурирование информации в корпоративной базе должно обеспечиваться за счёт использования соответствующих локальных баз данных: база НИОКР, база производства, база ремонта, база финансовых потоков, база материальных активов, база нематериальных активов, база продвижения продукции и услуг на товарные рынки и другие). Каждая из этих баз может включать соподчинённые базы данных по конкретным предприятиям корпоративной структуры, являющиеся, в свою очередь, разделами других баз данных.

Информационная система должна одновременно служить информационным базисом для системы обработки информации, которая может включать в себя, помимо стандартных задач обработки данных, расчётные задачи различных типов, математические и статистические модели, экспертные системы и тому подобное. Это требование обуславливает необходимость разработки и утверждения стандартного системного протокола для разработки и внедрения включаемых в корпоративную систему задач обработки информации.

Кроме того, должна быть предусмотрена подсистема долговременного хранения данных (электронный архив), обеспечивающий хранение в течение многих лет в электронном виде больших объёмов учётной, отчётной и статистической информации на соответствующих серверах и (или) машинных носителях (оптических дисках, стримерах и тому подобное).

Программное обеспечение всех подсистем должно в максимальной степени базироваться на стандартных пакетах прикладных программ и должно обеспечивать функционирование на стандартных технических средствах (в стандартных программно-аппаратных средах), тип которых должен отвечать требованиям единой интегрированной информационной среды корпорации, а также должно обеспечивать возможность бесконфликтной работы пользователя с любым стандартным математическим обеспечением.

Учитывая большой объём и важность данных, необходимо также принять достаточные меры по обеспечению надёжности функционирования информационной системы. Это может достигаться как традиционным путём резервирования баз данных (по крайней мере, важнейших), так и нетрадиционными средствами, в частности, посредством серверов дистрибутивов и так далее.

Корпоративная база данных должна содержать необходимый сервисный аппарат, включая информационно-справочную и информационно-поисковую системы. Они представляют собой совокупность программных средств, предназначенных для автоматизации процесса подготовки достоверной и полной информации об объектах управления (состояние разработок, производства, ремонта, финансовых потоков, материальных и нематериальных активов предприятий, продвижения продукции и услуг на различные рынки и другое).

Основной целью разработки указанных средств является повышение оперативности и удобства работы пользователей на основе применения объектно-ориентированного интерфейса, а также предоставление пользователю возможности поддержания базы данных в актуальном состоянии посредством оперативной корректировки (пополнения) информации.

Очевидно, что для организации управления в корпоративной структуре необходимо решить проблему оптимизации документооборота. Как отмечалось, взаимодействие с входящими в эту структуру предприятиями предполагается осуществлять по целому ряду направлений. Соответственно, все эти направления должны быть обеспечены стандартными для всех предприятий документами.

К числу основных групп таких документов следует отнести:

  • отчётно-статистические и первично-учётные документы;
  • плановые и планово-экономические документы;
  • финансовые и бухгалтерские документы;
  • организационно-распорядительные документы;
  • документы по труду и социальному обеспечению;
  • документы по основным фондам, материальным и нематериальным активам;
  • кадровые документы.

Первоочередной задачей является разработка стандартных форм таких документов, отвечающих, с одной стороны, требованиям государственных систем отчётности, а с другой стороны, учитывающих специфику корпоративной структуры и каждого из входящих в её состав предприятий. Очевидно, что системы этих документов должны обеспечивать органы управления исчерпывающей информацией о состоянии каждого из предприятий и корпоративной структуры в целом. При этом количество и сложность документов должны быть минимальными, что необходимо для обеспечения достоверности информации.

Крайне важным является введение в корпоративной структуре многоуровневой системы стандартизации документооборота. Так, например, все плановые подразделения всех предприятий должны работать только со стандартными документами. Аналогично и для других служб. Обобщённые документы предприятий (другой уровень) также должны быть стандартными. При этом все документы должны отвечать требованию лёгкости их перевода из «твёрдой» формы в машинную и обратно.

Значительная часть из перечисленных документов содержит или может содержать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий, а в вопросах, относящихся к государственному заказу – государственную тайну. Поэтому при формировании требований к документообороту в корпоративной структуре должен быть проведён анализ циркулирующей, хранимой и обрабатываемой информации и приняты меры по недопущению утечки сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну.

Таким образом, в корпоративной структуре должна быть создана единая (корпоративная) стандартизованная система документооборота, включающая стандартные документы различного уровня, соответствующая требованиям государственных и отраслевых нормативов, позволяющая максимально широко использовать при обмене документами, их хранении и обработке современные информационные технологии, обеспечивающая требуемый уровень конфиденциальности данных и гарантирующая удобство пользования.

Подобная постановка проблемы не является чистым теоретизированием. В нашем объединении – НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, являющимся одним из базовых предприятий, и в созданной по Указу Президента Российской Федерации подобной корпоративной структуре – Концерне ПВО «Алмаз-Антей», мы уже приступили к внедрению современных информационных технологий. Все эти работы ведутся с учётом дальнейшего их наращивания в интересах создаваемого Концерна.

Опубликовано в сборнике трудов «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем». Серпухов, 2003 год

ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
КОММЕНТИРОВАТЬ
ЦИТАТЫ