Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №12. 1991 год

Мы не Чили? Опыт, от которого открещивался Янаев

Жена не жалуется, а «массы» – ну прямо хлебом не корми – дай пожаловаться!
Жена не жалуется, а «массы» – ну прямо хлебом не корми – дай пожаловаться!

Путч. Государственный переворот. Хунта. Слова из другого мира. Вот и мы сподобились.

Сколько раз мы все вспоминали в эти дни Чили, Альенде и Пиночета. Что же побуждает возвращаться к этому опыту? Чилийский опыт состоит не только в явлении крутой диктатуры, сменяющей поисковую форму демократии. В нём содержится некое суровое испытание, связанное с качественно глубоким изменением в обществе.

Говорят, что чилийский путь – удел развивающихся и слаборазвитых стран.

Однако политологи знают, что его пристальнее всего изучали в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Франсуа Миттеран, став президентом спустя десять лет после чилийских событий, едва ли не в первой своей речи произнёс без тени юмора: «Мы не Чили...».

Для него сопоставление судеб Франции, где, казалось бы, совсем не место Пиночетам и Чили, было предметом нелёгких раздумий.

Ныне нередко звучит такая мысль: «Пиночет-то не дурак, вывел страну в люди...».

Я находился в Чили в момент, когда генерал Пиночет пришёл к власти и впервые выступал в новом качестве по телевидению. И категорически заявляю, что он выглядел не лучше Янаева, хотя пальцы у него и не тряслись.

...Как и следовало ожидать, он завёл страну в бездну несчастий и экономического краха: через три года после захвата им власти Чили оказалась отброшенной по хозяйственным показателям на два десятилетия назад. Конечно, он всё валил на предшественников. И только тут ему хватило ума обратиться к специалистам. Многие отказались иметь с ним дело, настолько одиозной оказалась к тому времени его фигура.

Но нашлись молодые парни из чикагской экономической школы – chicago-boys (их так и называли). Настоящие профессионалы, которым в тот момент негде было применить рецепты своего профессора Милтона Фридмана (а могло случиться, что и никогда бы не повезло) и которые согласились заняться больной чилийской экономикой.

Пиночету тоже надо отдать справедливость: его не смутило, что им едва исполнилось по тридцать с небольшим, а некоторые, в том числе и будущий министр финансов, ходили в потёртых джинсах и носили волосы ниже плеч.

И они-то, а не генерал Пиночет и прочие высокие военные чины, вытянули чилийскую экономику, обеспечили чилийское чудо, которое и доныне остаётся чудом, потому что с начала 80-х годов Чили была единственной страной, которая смогла платить не только проценты со своего внешнего долга, но и выплачивать самый долг.

Мне хотелось бы определённо подчеркнуть, что выход нашли именно профессионалы – экономисты и финансисты. Какова была роль военных и Пиночета? Они обеспечили политическую стабильность: решительно и не задумываясь расправлялись с теми, кто сопротивлялся введению новых принципов и стимулов экономического развития.

...Чили показала, что такой путь возрождения возможен. Но и со всей ясностью она показала, что если бы народ и его лидеры смогли сообразить это без Пиночета, они вполне справились бы с задачей без крови и боли. Международный опыт Чили в том и состоит, что научил другие народы провести реформы без Пиночетов. Потому-то спустя почти десять лет после прихода военной хунты в Чили к власти для интеллигентнейшего и искуснейшего политика Европы Франсуа Миттерана и оставалась актуальной задача – не повторить ошибок Альенде. «Мы не Чили...»

А мы – Чили?

Как говорится, спросите что-нибудь полегче. Отвечать отрицательно на этот вопрос, утверждать, что «Мы не Чили» не означает, что мы выражаем какое-то отношение к этой стране или её народу и правительствам. Вовсе нет. Речь идёт только об историческом опыте. «Мы не Чили» означает только надежду и намерение обойтись в своём движении к нормальной жизни без Пиночетов.

Из газеты «Московские новости»

Рисунок А.Проничкина

Рисунок: А. Проничкин

Ещё в главе «Деревня - город -отечество»:

«Забота о хлебе для ближнего – забота духовная»
Деревня – моя «МАЛАЯ» родина
Мы не Чили? Опыт, от которого открещивался Янаев
ЦИТАТЫ