Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №10-11. 1991 год

Министр Милютин и советская армия

Рисунок И. Шеина

Автор рисунка: И. Шеин

С 1861 по 1881 годы пост военного министра России занимал Дмитрий Алексеевич Милютин. Про него говорили, что он, подобно Петру I, «всё успевал делать». И действительно (поскольку Крымская война показала, что в армии дела плохи), министр приступил к осуществлению целой серии серьёзнейших реформ, охвативших практически все армейские сферы: реформы касались организации и комплектования армии, её управления и вооружения, подготовки офицерского состава, обучения и воспитания войск и даже армейского судебного делопроизводства.

Одновременно с военными реформами проводилось и основательное, качественное перевооружение армии. Вводились новые образцы винтовок, нарезные орудия. По чертежам инженера Обухова в Златоусте, к примеру, были изготовлены первые нарезные орудия, обладающие прекрасными скорострельными данными.

Весь огромный по размерам комплекс действительно радикальных реформ осуществлялся быстро, без суеты и без чрезмерных «словоутрясений» и «бумагохождений».

Сегодня же, после того как ряд событий, в том числе Афганская война, показали, что в армии дела не блестящи, она не торопится от «словоутрясений» и «бумагохождений» перейти к делу. Да. Министерство обороны разработало проект военной реформы, однако от проекта до реформы дистанция oгромного размера.

В словаре современного русского литературного языка слово «реформа» переводится как «преобразование», «переустройство».

Введение Милютиным в 1874 году вместо рекрутских наборов всесословной воинской повинности, переход от 25-летней солдатчины к призыву на 6 лет (моряки – 7) по реформаторской новизне можно было бы сравнить разве что только с переводом нашей сегодняшней армии на профессиональные основы. Уже одна только эта часть милютинских реформ осуществила преобразований больше, чем предусматривает весь наш сегодняшний проект военной реформы.

Практически в нынешнем проекте нет ничего особенно примечательно-преобразовательного – ни по организации и комплектованию армии, ни по её управлению. Нет серьёзных новаций и в подготовке офицерского и технического состава, сообразных элементарным современным требованиям. Ведь не от хорошей жизни, сиречь благополучного пестования кадров военное руководство сравнительно недавно распорядилось «брить лбы» студентам, мол, не хватает квалифицированных специалистов для сложной военной техники.

Вот те на! Это на пятом-то десятке лет после войны! А о чём думали те, кто отвечает за подготовку кадров в армии? Да не выручит студент (пусть он будет и отличником) армию, перебивающуюся по маттехчасти с «двойки» на «тройку». Общественность пыталась убедить в этом маршалитет. Потребовалось несколько лет, прежде чем отменили студенческую рекрутчину.

Незыблемыми остаются и военносудебные принципы армейского жизнеуклада. А ведь изменения здесь крайне необходимы: такие дикие явления, как дедовщина и др., сами не «отойдут».

Так на чём же остановиться глазом в проекте Министерства обороны СССР? Может быть, на словах о некотором сокращении численности Вооружённых сил и вооружений? Помилуйте, но ведь это и без проектов предусмотрено международными договорённостями. Вот вам и реформа...

Милютин, учитывая огромность российской территории, разбросанность войск, образовал 15 военных округов, руководители которых ведали всеми вопросами местного управления войсками. Подобное устранение излишней централизации оставило в ведении Военного министерства лишь те вопросы управления, которые имели значение для всей армии, позволяли командующим на местах действовать более инициативно. Нам бы так...

У меня есть мысль, и я ее думаю

У меня есть мысль, и я её думаю

Всесословная воинская повинность, создание института запасников помогли свести до минимума численность кадровой армии в мирное время, привели к накоплению большого количества военно-обученных резервистов. Это позволило уменьшить затраты на содержание царских вооружённых сил.

Уменьшить!

А в наше время? А в наше время уменьшаются военные расходы... США. Согласно официальным американским источникам, ассигнования США на военные цели сократились за 1989–90 годы с 303,3 до 285,6 миллиарда долларов, уменьшившись в текущих ценах на 6, а в постоянных – на 12 процентов. По сравнению с 1985 финансовым годом ассигнования Пентагону урезаны на 20 процентов в постоянных ценах. По словам председателя Комитета начальников штабов США генерала Колина Пауэлла, к 1996 году его страна должна расходовать на оборону всего 3,6 процента валового национального дохода.

В милютинские времена расходы на армию, так же как сегодня в США, публиковались открыто и подсчитывались до рубля.

А у нас, в немилютинское время?

Мистерично-патриотическое. Рисунок А.Бильжо

Мистерично-патриотическое. Автор рисунка: А. Бильжо

В номере от 8 августа 1988 года американский еженедельник «Тайм» сообщил: «Маршал Ахромеев во время недавней поездки в США поразил американцев тем, что признался: военным руководителям в СССР точно неизвестно, сколько расходует ежегодно советское руководство на разработку вооружений. Закупки вооружения, исследования и разработки финансируются за счёт центрального правительства, а эти расходы не фигурируют в военном бюджете.

Окончательный итог состоит в том, что в Советском Союзе практически не контролируются военные расходы, – утверждает Стивен Ларраби, вице-президент Нью-Йоркского института по изучению проблем безопасности Восток – Запад».

Ну хорошо, точных данных по военным расходам нет, обойдёмся официальными данными, выявив хотя бы расходовую тенденцию. В 1991 году «военные» деньги в СССР вновь ассигнованы не на конверсию, а на увеличение расходов по закупке вооружений и военной техники почти на треть. Таким образом, доля оборонных расходов в союзном бюджете возросла с 26 до 36 процентов. И это при том, что производство военной техники сокращается! Примечательно, что увеличение всего за один год военных расходов на 25 миллиардов как раз и составляет ту самую сумму, в которую наш Генеральный штаб оценил стоимость перехода к профессиональной армии. И ведь «отсутствие таких денег» (!) было главным доводом против подобного перехода!

Постатейный анализ закупочного бюджета заставляет усомниться в обоснованности расчётов, обусловивших беспрецедентный скачок военного бюджета в нынешнем году. Конечно же, не к «расчётному делу» хотели было «пригласить» студентов в армию. Может, и хорошо, что не «пригласили»; они дотошные – в любом бы случае всё разнюхали. Например, что расходы на социальную защищённость военнослужащих возрастут незначительно, а основная прибавка пойдёт военно-промышленному комплексу, абсолютно не заинтересованному ни в конверсии, ни в сокращении военного бюджета, ни в реформах.

Политрук: куда пойти учиться, учиться и еще раз учиться!

Политрук: куда пойти учиться, учиться и ещё раз учиться!

Кстати, об этом самом комплексе... Реформы Милютина не были осуществлены в полном объёме, запланированном министром. Причины тому две: первая – смерть Александра II, вызвавшая отставку сторонников реформ. И вторая – резкая активизация по смерти царя военных и штатских деятелей, которые любыми способами стремились сохранить армейскую архаику.

И опять здесь своего рода «эстафета» времени, ведь и сегодня изменениям в армии любыми средствами противодействуют сторонники количественного обеспечения безопасности в ущерб качественным показателям; те, кто не собирается сокращать расходы, делает упор на «вал» в оборонном строительстве. Есть здесь у них свой интерес, точно так же, как совсем нет интереса диагностировать состояние армии, лечить её явные болезни, по- настоящему реформировать.

Социальная диагностика объективного (не по военным докладам) свойства заставит не говорить о необходимости реформ в армии, а осуществлять эти реформы. Логическим этапом их станет профессионализация и, естественно, департизация Вооружённых сил. Ни армия в том виде, в каком она сегодня есть, ни её верховные «отцы-командиры» не избегут «переэкзаменовки».

«Замотать» эти «экзамены» или, по меньшей мере, оттянуть их – ну чем не цель для патриотов с большими звёздами на кителях? «Империалист хитрит», от него добра не ждите, не очень-то разоружайтесь перед ним. «Демократ-смутьян» – это внутренний империалист – не пренебрегайте услугами армии в борьбе с ним (как ещё обосновать необходимость прежнего вида и функций армии?). И, конечно же, не жалейте денег на родную армию, ведь народ и армия – ну, вы ведь сами знаете – едины. Мы ведь и сами из народа и разделяем с ним... А что вы разделяете с ним?

Рисунок С.Нечаева

Автор рисунка: С. Нечаев

Ну кого, скажите, сегодня способны «вдохновить» подобные аргументы? Скучно всё это, «народоединцы». Впрочем, очевидно, точно так же, как и для вас нет ничего скучнее элементарных желаний народа, на страже завоеваний которого вы стоите:

  • значительную долю военного бюджета затратить на дельную и энергичную конверсию заметной части военной промышленности;
  • армию уже в ближайшие годы уменьшить по крайней мере вдвое;
  • в несколько раз сократить разработку и
  • производство новых вооружений;
  • каждому солдату, офицеру и генералу принести торжественную присягу не поднимать оружия против народа;
  • казармы закрыть для политических партий и открыть для демократических, гуманистических, правозащитных организаций.

Это – главное, но не всё. Что? Не скучно?

Тогда ваше место в профессиональной армии. Читайте Милютина.

Дайджест подготовлен Львом Башкировым

Дедовщина – это что-то пещерное... Может быть, косичка сия – знак «вползания» в наше время?

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

Суд скорый, правый, милостивый...
Случай из судебной практики
Министр Милютин и советская армия
«Кто пребывает один – не ведает радости»
ЦИТАТЫ