Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Методологический подход к процессу комплексной реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса

Автор: И. Р. Ашурбейли
Рассмотрены основные направления реформирования оборонно-промышленного комплекса; обоснован выбор базовых организаций для создания интегрированных структур; изложены основы научно-технической политики, организационно-правовых форм в области управления.

Considered guidelines of reshaping defense-industrial complex; motivated choice of base organizations for making the integrate structures; stated bases of research policy organizing-legal forms in region management.

Опубликовано в «Интеллектуальная собственность и нематериальные активы»

Анализ ситуации, сложившейся на рынке вооружения и военной техники (ВВТ), показывает, что ограниченность бюджетного финансирования в рамках государственного оборонного заказа, выделяемого на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и осуществление серийного производства обуславливает проблематичность дальнейшего эффективного функционирования предприятий. Восстановление их работоспособности как в интересах укрепления обороноспособности России, так и просто как хозяйствующих субъектов, невозможно без организационной и финансовой реструктуризации.

Производство сложных систем ВВТ становится всё более наукоёмким. В то же время его объём приближается к мелкосерийному и подходит к грани, за которой столь существенное снижение объёмов производства не позволит государству удержать серийные заводы от банкротства, несмотря даже на необходимость обеспечения мобилизационного потенциала.

В целях разрешения указанных проблем и создания эффективной структуры оборонно-промышленного потенциала, способного обеспечить достаточный уровень обороноспособности и экономической безопасности государства, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года №625 была утверждена «Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 – 2000 годы», продлённая соответствующим постановлением на 2001 год. Одним из основных направлений реформирования оборонной промышленности этой Программой предусматривалась концентрация оборонно-промышленного потенциала путём реорганизации предприятий и организаций за счёт их вертикальной и горизонтальной интеграции. Однако реализация указанной программы не была осуществлена в силу отсутствия соответствующих правовых механизмов и разработанных методологических подходов.

В 2001 году была принята новая федеральная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на 2002 – 2006 годы. (Постановление Правительства России от 11 октября 2001 года №713). Данная программа уже конкретизировала формирование соответствующих интегрированных структур по отраслевому принципу. Но, к сожалению, эти предложения не в полной мере базируются на правовом, экономическом, социальном обосновании, зачастую не учитывают технологические особенности производства, опираются во многом на субъективный фактор. Поэтому, даже в случае создания таких интегрированных структур, они окажутся не конкурентоспособными на рынке оружия и не будут жизнеспособными.

Решение указанной проблемы связано со многими аспектами. Необходима разработка соответствующего методологического подхода и адекватных процедур реструктуризации оборонно-промышленного комплекса. Рассматриваемый подход должен включать в себя анализ экономического, научного, технологического, кадрового состояния ведущих системообразующих предприятий отрасли, их производственных коопераций, на основе которого может быть сформирована стратегия, состоящая в обосновании необходимости создания на основе этих системообразующих предприятий самодостаточных интегрированных структур с возможным последующим их объединением в мощные отраслеобразующие интегрированные структуры.

Только в результате всестороннего анализа появляется возможность сформулировать цели и задачи интегрированных структур, однозначно отражающие направления их деятельности. Одновременно должны быть учтены перспективные потребности Вооружённых Сил. Также должны быть предусмотрены необходимые условия для нормализации экономической ситуации на предприятиях, входящих в интегрированные структуры.

Следует отметить, что с учётом реальной экономической ситуации требуется формирование минимальных, но самодостаточных производственных коопераций, выбор рациональной организационно-правовой формы интегрированных структур и рациональных схем интеграции. Необходима четкая выработка основ научно-технической политики интегрированных структур, определение совокупности делегируемых ей прав предприятиями-участниками в области управления, а также разработана этапность реализации схем интеграции.

Рассмотрим более подробно предлагаемый методологический подход к процессу комплексной реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Цели и задачи интегрированной структуры

Главной целью создания интегрированной структуры является обеспечение реализации государственного оборонного заказа и экспортных контрактов, поддержание и развитие научно-технического, конструкторско-технологического и производственного потенциалов, мобилизационных и экспортных возможностей, решение социально-экономических проблем основных предприятий-разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники, сохранение кадров.

Это может быть достигнуто на основе реструктуризации предприятий, внедрения в интегрированной структуре единой системы планирования, формирования вертикальной составляющей управления предприятиями-участниками интегрированной структуры, исключения дублирования разработок и проведения жёсткой унификационной политики, сокращения управленческого аппарата, снижения затрат на разработку ВВТ и себестоимости его производства.

Исходя из целей создания интегрированной структуры, в качестве её основных задач можно выделить: разработку новых и модернизацию существующих образцов ВВТ; организацию серийного производства ВВТ и поставку в войска; экспорт научных разработок, техники и технологий в государства СНГ и третьи страны; а также оказание услуг внутри страны и за рубежом по поддержанию боеготовности техники и авторскому надзору, её модернизации, гарантийному и послегарантийному сервисному обслуживанию, ремонту и поставке ЗИП; производство по единому плану продукции и технологий двойного применения, наиболее рентабельных видов общепромышленной продукции и товаров народного потребления; единое планирование развития входящих в интегрированную структуру разрабатывающих предприятий и заводов-изготовителей; решение производственных, экономических, социальных и других проблем предприятий.

Интегрированные структуры осуществляют координацию и направляют деятельность предприятий кооперации в интересах решения общей задачи.

При этом интегрированная структура должна обеспечивать формирование идеологии построения систем вооружения, тактико-технико-экономическое обоснование работ (с привлечением научно-исследовательских институтов Министерства обороны), сборку средств системы, проведение их стыковки и отладку, разработку и сопровождение конструкторской, программной, технологической и эксплуатационной документации на систему и её основные элементы, распределение работ по предприятиям кооперации и системную увязку всех элементов систем вооружения.

Кроме того, интегрированная система должна формировать и координировать проведение единой научно-технической политики, патенто-лицензионную работу и управление нематериальными активами, внедрение унифицированных систем автоматизации проектирования и прогрессивных энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Это позволит обеспечить необходимую в новых экономических условиях гибкость производства и адаптивность разрабатываемого вооружения применительно к требованиям как отечественного потребителя, так и международного рынка оружия.

Обоснование выбора базовой организации

Вопрос выбора базовой организации является наиболее важным, поскольку от его правильного решения существенно зависит эффективность интегрированной структуры. Практика показывает, что появление в этой роли экономически неустойчивого предприятия или, что ещё хуже, торговопосреднической фирмы может в короткие сроки уничтожить всю интегрированную структуру и входящие в неё предприятия.

Опыт военно-промышленного комплекса развитых стран, а также опыт оборонно-промышленного комплекса СССР показывает, что корпоративное объединение целесообразно осуществлять, как правило, на базе системообразующих для разработчиков и изготовителей ВВТ предприятий, имеющих наиболее устойчивое научно-техническое и финансово-экономическое положение. Эти предприятия должны иметь перспективные наработки, библиотеку патентов и изобретений, новые уникальные технологии, включающие «ноу-хау», а также соответствующую деловую репутацию (Гудвилл), столь высоко ценимую на рынке наукоёмкой продукции.

В отдельных случаях в качестве базовой организации могут рассматриваться головные сборочные заводы.

Обоснование организационно-правовой формы интегрированной структуры

Решение проблемы выбора рациональной организационно-правовой формы интегрированной структуры требует, прежде всего, изучения действующего законодательства. Оно предоставляет выбор, в основном, между финансово-промышленной группой и открытым акционерным обществом.

Так, пунктом 4 статьи 7 Закона об акционерных обществах установлено, что «общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми». Поэтому, применительно к оборонным предприятиям рационально исключить из рассмотрения другие формы акционерных обществ.

Форма финансово-промышленной группы ограничивает возможности по построению вертикали управления, снижает оперативность и действенность управления фондами и оборудованием предприятий-участников, ограничивает сферу их деятельности. Кроме того, она ставит деятельность предприятий кооперации в жёсткую зависимость от последствий ошибок центральной компании. Финансово-промышленная группа (ФПГ) предусматривает объединение материальных и нематериальных активов участников на двухсторонней договорной основе, что предопределяет неустойчивость научно-технической и производственно-технологической базы ФПГ. Также ФПГ не даёт возможности реструктуризации как отдельных предприятий, так и кооперации в целом, имея явно выраженные черты монетаристского подхода применительно к реальному, и притом наукоёмкому сектору экономики, поскольку предусмотренное законом влияние банковского капитала в ФПГ является чрезмерным. В связи с этим форма ФПГ не представляется рациональной.

Вариант формирования интегрированной структуры в виде государственного унитарного предприятия ввиду известного положения с бюджетным финансированием и вследствие несовершенства законодательных норм, регламентирующих деятельность таких предприятий, неадекватен требованиям, предъявляемым к интегрированным структурам.

Учитывая предоставляемые действующим законодательством возможности, наиболее целесообразно организационно-правовой формой интегрированной (корпоративной) структуры избрать открытое акционерное общество (ОАО). Только в этом случае процесс интеграции предприятий кооперации в интегрированную структуру может быть осуществлён поэтапно и плавно. При этом дополнительными эмиссиями акций интегрированной структуры могут привлекаться свободные денежные средства с рынка.

Стабильность такой интегрированной структуры обеспечивается в основном за счёт трёх составляющих:

1) имущественного, научного, производственного и кадрового потенциала базовой организации;

2) пакетов акций предприятий – участников интегрированной структуры, вносимых государством;

3) денежных средств, полученных от стратегических инвесторов при дополнительной эмиссии.

Такой вариант практически не требует затрат финансовых, временных и других ресурсов, полностью соответствует требованиям государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса. Он обеспечивает сохранение в полном объёме материальных и нематериальных активов как самих интегрированных структур, так и предприятий-участников, а также товарных знаков и деловую репутацию предприятий, а потому предпочтителен. К вопросу преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества следует подходить взвешенно, с учётом их индивидуальных особенностей.

Схема интеграции

Организация, выступающая в качестве базовой при создании интегрированной структуры, должна являться системообразующей, создателем и владельцем интеллектуальной собственности наукоёмкой и высокотехнологичной конечной продукции военного назначения, головным исполнителем (разработчиком и производителем) государственного оборонного заказа и иметь экспортную ретроспективу и перспективу.

Производство современного ВВТ является наукоёмким и высокотехнологичным, что предопределяет необходимость чёткого руководства большим числом предприятий кооперации (как входящих, так и не входящих в интегрированную структуру). Очевидно, что эта задача не может быть решена без создания жёсткой вертикали управления.

Поэтому целесообразно формирование интегрированной структуры осуществлять с учётом сближения методов и технологий разработки и производства вооружения и военной техники, для чего их удобно разбить на три этапа.

На первом этапе в рамках интегрированной структуры сформировать «субхолдинги» по определённой тематике. Для этого провести поэтапное акционирование входящих в эти структуры государственных предприятий и сформировать уставной капитал интегрированной структуры путём внесения государством определяемых в индивидуальном порядке пакетов акций акционированных предприятий – участников интегрированной структуры. На этом же этапе необходимо проведение комплексного анализа финансово-хозяйственного состояния, инвентаризации оборудования, технологий, объектов интеллектуальной собственности, кадрового потенциала, недвижимости предприятий – участников интегрированной структуры, то есть провести оценку всех материальных и нематериальных активов. Одновременно должен быть проведён анализ и оценка применяемых на предприятиях технологий разработки и серийного производства, выявление наиболее перспективных из них (с учётом степени износа основных фондов), оценены целесообразные варианты технологической унификации и проведено технико-экономическое обоснование наиболее рационального с точки зрения обеспечения максимальной межпроектной унификации основных узлов и элементов, широкого использования иерархического блочно-модульного принципа построения различных типов ВВТ.

На втором этапе необходимо разработать и оформить планово-расчётные материалы, комплексное тактико-технико-экономическое обоснование по созданию интегрированной структуры как государственного холдинга. Единое управление на этом этапе может осуществляться либо Советом директоров (если есть возможность его формирования), либо временным Наблюдательным советом холдинга с включением в него представителей государства, что полностью соответствует действующему законодательству.

На третьем этапе в целях повышения эффективности процесса интеграции, унификации процессов разработки и изготовления вооружения и военной техники, используемых технологий, минимизации средств, запрашиваемых из бюджета на эти цели, необходимо провести комплексный аудит, включающий оценку финансово-экономического, научно-технического, технологического, производственного, кадрового потенциалов всех предприятий, включаемых в холдинг, на этой основе обосновать реальный объём его уставного капитала и разработать предложения по его формированию.

Кроме того, по результатам комплексного аудита должна быть осуществлена оптимизация кооперации разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники. На этом же этапе целесообразно окончательное формирование единой управляющей компании с закреплением за государством как минимум контрольного пакета её акций.

Основы научно-технической политики

Научно-техническая политика интегрированной структуры должна строиться на основе глубокого научно-технического, оперативно-тактического, экономического анализа и обоснования развития ВВТ на всех этапах его жизненного цикла, а также анализа существующих и перспективных иностранных средств вооружённой борьбы.

Эта политика должна базироваться на использовании результатов фундаментальных и прикладных поисковых исследований и обеспечивать опережающее создание и внедрение концептуальных научно-технических, конструкторско-технологических и патенто-лицензионных достижений институтов академий наук, высшей школы, предприятий и организаций оборонного комплекса, внедрение единых для всей кооперации унифицированных систем автоматизации проектирования, прогрессивных энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Такая организация предполагает тесный контакт с научно-исследовательскими организациями Министерства обороны по вопросам обоснования роли, места и основных характеристик перспективных систем и образцов ВВТ, предполагаемых к разработке, а также кардинальное развитие собственной лабораторно-исследовательской и испытательной базы объединения с применением современных информационных технологий.

Наряду с этим должна проводиться работа по созданию и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичных товаров общепромышленного назначения и товаров народного потребления.

Делегирование прав в области управления

Принципиальным для обеспечения эффективной деятельности интегрированной структуры является решение вопроса о делегировании предприятиями-участниками части своих прав с целью объединения экономических интересов, концентрации материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов для осуществления хозяйственной (то есть направленной на получение и максимизацию прибыли) деятельности в ведение интегрированной структуры. Анализ показал, что минимальный перечень таких прав включает:

  • разработку стратегии деятельности по работе на внутреннем и внешнем рынках, формирование целей развития интегрированной структуры на среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • выработку единой научно-технической политики по всем направлениям деятельности, исключающей дублирование работ, а также учитывающей интересы и возможности каждого предприятия;
  • разработку единого финансово-экономического и производственного планов, обеспечивающих освоение и производство на каждом предприятии максимально рентабельной продукции;
  • разработку и реализацию единого плана материально-технического обеспечения и технологического развития производства;
  • разработку программы оснащения унифицированными системами автоматизации проектирования;
  • разработку программ освоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • создание новых научно-технических решений и конструкторско-технологического задела для обеспечения выполнения перспективных планов;
  • разработку технических решений и технологий по модернизации ранее выпускавшейся техники;
  • формирование и ведение единых баз данных по производственным возможностям, фондам, материальным и нематериальным активам, кадрам и технологиям;
  • разработку планов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий-участников, включая согласование этих планов с органами государственного (регионального, муниципального) управления и, при необходимости, с органами местного, самоуправления;
  • организацию единой патенто-лицензионной службы, включая доверительное управление нематериальными активами предприятий-участников и их использование в процессе перспективного и краткосрочного планирования;
  • разработку программы привлечения молодых специалистов, повышения их квалификаций и распределения на предприятия;
  • разработку и реализацию программы решения социальных проблем, включая решение проблем занятости в ходе реструктуризации предприятий.

Весьма важным является делегирование интегрированной структуре части прав федеральных органов управления, что жизненно необходимо для обеспечения нормальной работы интегрированных структур. К их числу относятся вопросы определения рационального типажа продукции, организация взаимных финансовых расчётов и ряд других.

К числу важнейших проблем следует отнести и предоставление интегрированным структурам  квот на отсрочки их работникам от призыва на военную службу, без чего практически невозможно решить задачу омоложения кадров и их подготовки.

Выводы

Использование предлагаемого подхода полностью соответствует интересам государства, отражённым в соответствующих Указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, и обеспечивает высокую управляемость предприятиями в рамках интегрированных структур. Это достигается организационно, финансово и идеологически.

Организационно – доминирующей долей государственной собственности, владением пакетами акций предприятий-участников.

Финансово – концентрацией государственного оборонного заказа и контрактов с другими заказчиками в рамках интегрированной структуры; прямым финансированием объединения локальных производств и творческих коллективов предприятий кооперации; целевым перераспределением доходов от эффективного использования свободной недвижимости; предоставлением кредитных ресурсов.

Идеологически – единством целей и задач в рамках комплекса мероприятий по производству ВВТ; тесными взаимоотношениями между предприятиями; взаимным пониманием, достигнутым по вопросам проведения реструктуризации кооперации в объединении; эффективностью менеджмента, обусловленной сосредоточением в интегрированной структуре лучших специалистов управляющего звена, в том числе от входящих в кооперацию предприятий.

С военно-экономической точки зрения создание интегрированных структур на основе предлагаемого подхода может ускорить переоснащение Вооружённых Сил Российской Федерации и обеспечить проведения единой унификационной политики в рамках отечественного оборонно-промышленного комплекса.

На основании разработанных нами обоснований подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации, прошедший соответствующие согласования в органах государственной власти, о создании отраслеобразующей интегрированной структуры разработчиков и изготовителей ВВТ противовоздушной обороны ВВС, ВМФ и Сухопутных войск – открытого акционерного общества «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на базе двух системообразующих структур: НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина и Промышленной компании «Концерн Антей» с их производственными кооперациями.

Поступила 3 сентября 2002 года.

Ашурбейли Игорь Рауфович – (1963 г. р.), канд. техн. наук, ген. дир. ОАО НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина. Область научных интересов: системный анализ, экономика организации и управления предприятиями.

Опубликовано в «Интеллектуальная собственность и нематериальные активы», №1, 2002 год. «Наукоёмкие технологии», №6, 2002 год

ТЕГИ
Комментарии
Вы можете оставить комментарий, войдя на сайт под своим логином и паролем или авторизироваться через социальные сети.
Игорь Рауфович Ашурбейли
Гражданство: Россия
Дата рождения: 9 сентября 1963 года
Место рождения: Баку, Азербайджанская ССР, СССР
Ученое звание: доктор технических наук
Научная деятельность: воздушно-космическая оборона
Место работы: АО «Социум»
Награды и премии: Орден Почета Медаль «300 лет Российскому флоту» Медаль Жукова Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «200 лет Министерству обороны» Нагрудный знак «За отличие в службе» I степени Медаль «В память 850-летия Москвы» Памятный знак «100 лет противовоздушной обороне» Орден «За честь и доблесть» Человек года - 2013 Орден «Святого князя Александра Невского» I степени Орден «Святой Анны» II степени Орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени Орден «Преподобного Серафима Саровского» III степени Медаль «Святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича» I степени Памятный знак «Святителя Николая» II степени
  Все награды

 

АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
ЦИТАТЫ
ЦИТАТЫ
ТЕГИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ!