Вход / Регистрация
Жизненное кредо:
Человечность и компетентность

Журнал «Социум» №8. 1991 год

Друг ли мой язык мой?

Валерий ЛЕБЕДЕВ

Валерий ЛЕБЕДЕВ

Профанированная теория – анемичный язык

Вопреки материалистической формуле, согласно которой ход истории определяется объективными, то есть независимыми от мыслей, желаний и представлений людей законами, мы наблюдаем нечто противоположное – ход истории определяется именно людскими идеями и представлениями. Причём эти идеи могут быть просто безумными, а представления – искорежёнными. За последние три года в нашей публицистике появилось немало аналитических работ, показывающих абсурдность ортодоксального «советского марксизма».

Сейчас толковать о коммунистической утопии – это упражняться в ничем не оправданной комплиментарности. Уж какая там утопия, если материализация её идей породила антиутопию, значительно затмевающую оруэлловскую, не говоря уж об известных вещах Хаксли и Замятина, кажущихся святочными рассказами на фоне советской «реализованной истории».

Дико воспринятые идеи порождают дикую историю. Конечно же, не все с этим согласятся. Например, сторонники «материалистического исторического оптимизма» возразят: «Но ведь дикая история не может долго продолжаться, объективные законы бытия не терпят глупостей и наказывают ослушников».

Увы. Исторические законы терпят ровно столько, сколько терпят люди, а люди живут нелепой жизнью столько, сколько считают её сносной, нормальной или даже счастливой. И «объективные законы истории» срабатывают ведь не только, когда рушится режим, который нам сейчас не нравится, но и когда сокрушается милый кому-то строй, а на его месте возникает, как потом выясняется, чудовищный.

Стало быть, и возникновению любого режима-монстра тоже содействуют «объективные исторические законы»? Тогда в чём же их «объективность»? И не лучше ли в соответствии с известной философской традицией считать историю особой реальностью, динамика и характер развития которой определяются идеями людей? Что может быть естественней – ведь если нет людей и идеи, то нет и никакой истории.

И ещё одной догмы «материалистического понимания истории» стоило бы коснуться: движущая сила истории есть массы. Противоположная посылка давно известна: не какие-то безликие массы, а отдельные люди, причём в тем большей степени, в какой они выделяются из «массы». Однако мысленно и в хронологическом порядке представим себе, как в нашей материалистическо-диалектической жизни постоянно посрамлялась «верная» первая посылка и торжествовала вторая, «неверная» и «немарксистская».

Граничащая с профанацией простота исторических воззрений НАШЕГО марксизма (вкупе с установками на обязательность их усвоения поголовно всем населением страны) привели к невероятной силе воздействия на массовое сознание псевдотеоретических словесных клише.

Тех самых, что производны от соответствующих им идей. Десятки лет такие фразы, как «общественная собственность», «власть трудового народа», «все пути ведут к коммунизму», «отмирание государства путём его усиления при строительстве социализма», «хозяин на земле» и так далее, считались неким золотым ключиком, заветным «сезамом», который отворит дверь в счастливое будущее.

«Феодальная телега» и «капиталистический самолёт»

А ведь ни одно из этих словосочетаний не имеет смысла. Возьмём, к примеру, «диалектическую» фразу про «отмирание государства» и применим эту «диалектику» к какой-нибудь другой фразе, скажем, «народ богатеет путём своего обнищания», и сразу увидим некую глупость. Даже в невинной фразе «хозяин на земле» не больше смысла.

Кто — кого: язык изящной словесности, что есть-пошел от народного, или новояз — плод словоблудий люмпен-"верхов" с такими ж низами?

Кто – кого: язык изящной словесности, что есть-пошёл от народного, или новояз – плод словоблудий люмпен-«верхов» с такими ж низами?

Да она просто неграмотна. Действительно, слово «хозяин» требует употребления родительного падежа: хозяин чего? – земли. «Хозяин на земле» звучит нисколько не лучше, чем «хозяин в воздухе», «хозяин над полями» или «хозяин под землёй». Последнее, кстати, имеет в нашей истории наибольший смысл.

Или вот ещё одно весьма расхожее словосочетание: «социалистический выбор пути». Стал уже вполне хрестоматийным тот факт, что наш Президент подтвердил верность этому выбору, сославшись как на самый главный аргумент в пользу такого выбора на дедушкину привязанность к социализму.

Правда, о просоциалистических аргументах самого Горбачёва-деда нам узнать, увы, не дано. Вообще, надо заметить, что сакраментальное слово «социализм» добавляется ко всем вполне добротным понятиям, которые, по мысли нынешних госпартидеологов, страдают сильнейшими пороками, излечить кои только и можно, что подобным добавлением. Вот так и возникали, и возникают идеологические кентавры типа «социалистического рынка», «социалистического предпринимательства», «социалистической приватизации».

Всё это – бессмысленные наборы слов, такие же, как и более старые словосочетания «социалистическая собственность» или «социалистическая законность». Скажем, термин «собственность» – вполне функциональное понятие, означающее нечто, по отношению к чему имеется право владения, распоряжения и пользования. Собственность может существовать при таком-то строе, в такой-то стране. Однако словосочетание, скажем, «рабовладельческая собственность» не совсем корректно, оно звучит примерно как «феодальная телега» или «капиталистический самолёт».

Остановлюсь ещё на нескольких блистательных примерах нашей языковой эквилибристики, подкрепляемой в высоко-трибунных выступлениях поразительной силы силлогизмами. Мне трудно забыть, как союзный премьер-министр Валентин Павлов в одной из своих речей буквально гипнотизировал аудиторию рассуждениями о хлебе насущном. Все едят хлеб, а отсюда следует, что все должны помогать в уборке урожая и в севе тоже.

Сказано значит подхвачено – у нас так. И вот уже началась пропагандистская подготовка к всеобщей сельскохозяйственной мобилизации. А в связи с тем, что пресловутая «шефская помощь селу» дискредитирована, то ничего другого не остаётся, как принудительно «подвигать» массы на агроподвиги. Такова практика.

Отвлекаясь от неё, скажем, что сама идея о том, что раз все едят хлеб, то все должны его выращивать, абсолютно ложна. Все носят обувь, все пользуются транспортом, все живут в домах, наконец, все умирают, но отсюда отнюдь не следует, что все должны шить туфли, тянуть рельсы, строить дома и сами себя хоронить. Вся суть развития цивилизации сводилась как раз к разделению труда (см. труды классиков марксизма).

Эти пары ”соединенных пролетариев" разъединяет не только забор

Эти пары «соединённых пролетариев» разъединяет не только забор

Удивительна традиционная для марксистско-большевистского стиля устойчивость способов объяснять существующее положение дел и находить столь же простые рецепты «дальнейшего продвижения вперёд»! Во время апрельской встречи Президента с бастующими шахтёрами на недоумённые замечания рабочих, как же это правительство не предусмотрело катастрофических последствий своих действий, Михаил Горбачёв ответил очень просто...

Примерно так: вот вы, шахтёры, никак не можете решить, нужно вам министерство угольной промышленности или нет; одни из вас за бригадный подряд, другие против, одни за аренду, другие – нет и так далее; а у нас не шахта, у нас – огромная страна, поэтому нам в тысячи раз труднее и мы действуем методом проб и ошибок, методом постепенного приближения «к дальнейшим улучшениям».

Пользуясь языком учёных мужей, заметим, что такие «аргументы» некорректны. Политик определяет принципы развития социальной деятельности, уточняет их. А уж дальше, в обозначенном русле возможностей, как бы сами собой начинают протекать общественные процессы.

Когда в 1985 году объявили антиалкогольную кампанию или через год – кампанию по борьбе с нетрудовыми доходами, а потом разрешили предприятиям определять ассортимент продукции и цены, разве трудно было политикам предвидеть, чем это кончится? Или ближе к нынешним дням – разве трудно предвидеть, чем кончится централизованное повышение цен? Если трудно, тогда возникает вопрос: что же это за политики? И не нужно убеждать нас этаким вот образом: учёные-физики до сих пор не могут разобраться в такой ерунде, как устройство одного электрона, а у нас в стране знаете сколько электронов?!

С полным ртом эдаких "аргументов" любые факты нипочем!

С полным ртом эдаких «аргументов» любые факты нипочём!

Партийно-государственная «феня»

Естественно, отнюдь не отдельные выступления наших лидеров делают языково-пропагандистскую «погоду». Лингвистический «климат» нашего по-прежнему идеологизированного бытия устойчив. Заботятся о поддержании этого климата в неизменном состоянии миллионы и миллионы носителей и распространителей партийно-государственной «фени», особенно в разного рода постановлениях. Обывателя потчуют этим на каждом шагу и ежедневно.

Несколько лет тому назад он пучил глаза, скажем, на перлы популяризаторов суперновояза, поставленные в ряд для обозначения будущих действий «постановителей»: «О дальнейшем совершенствовании улучшения управления экономикой в целях повышения удовлетворения спроса населения». И, конечно же, напрасно ждал «удовлетворения спроса». Не говоря уже о невозможности разобраться в навороте не своего своего языка. Обыватель учится, напрягается, пытается что-то понять, прочитать между строк. Между делом надеется на облегчение жутко мудрящих обращений к нему посредством «постановлений». Какое там! Всё тщетно. Более того – сегодняшние тексты «сверху» покруче, «поновоязнее» вчерашних. «Усилить ответственность за порученное дело, активнее бороться за укрепление единства, давать решительный отпор...», «обращено внимание на ослабление усилий в наращивании улучшений». Это из партийных постановлений.

А вот нечто из постановления Верховного Совета СССР, а именно о выплате каких-то сумм перед повышением цен (текст догоняет партийные реляции): «Поручить правительству СССР обеспечить обязательное подкрепление проводимых мероприятий упреждающим осуществлением компенсационных мер и усилением защищённости граждан с учётом замечаний и предложений...».

Да-а... Язык есть зеркало души, язык есть орудие мышления и даже некоторым образом само мышление. Верно. Правда, если речь идёт о цивилизованном языке. С языком же, образчики которого приведены выше, ничего сделать нельзя – здесь нет мышления. А если его нет, то нет и понимания происходящего. А когда нет этого понимания, то нечего ждать «решений о дальнейшем улучшении продвижения вперёд в удовлетворении потребностей».

Сейчас официальные лица часто говорят, что после тех или иных экстраординарных мер экономика стабилизируется и появится «свет в конце тоннеля». И опять конфуз и опять, как говорится, пальцем в небо. Ибо, как это хорошо известно из книги Моуди «Жизнь после жизни», свет в конце тоннеля – это видение, возникающее у умирающего человека. Когда он, пролетев тоннель, оказывается «в свете» – это тот свет. Страшно подумать, что именно на такого рода «конец тоннеля» настраивают нас всё те же «постановители»...

История – это процесс, ход которого зависит от того, какими идеями руководствуются люди. И потому направление хода истории напрямую связано с тем, убеждены ли люди в правильности избранного пути или, напротив, видят его ложность.

Не случайно в инструкции эсэсовской охране немецких концлагерей особо оговаривалось, что партии узников, отправляемые в газовые камеры, ни в коем случае не должны знать об этом. Они должны быть уверены, что их ведут в баню. Знание, куда их ведут на самом деле, резко нарушило бы плановое течение процесса «санации», как именовалось массовое уничтожение людей в тех же инструкциях.

"... Обратить внимание на ослабление усилий в наращивании улучшений" — в такое можно погружаться бесконечно!

«...Обратить внимание на ослабление усилий в наращивании улучшений» – в такое можно погружаться бесконечно!

А куда ведут нас? Официальный ответ известен – «в коммунистическую перспективу». Но, к счастью, у нас уже многие знают, что это такое, хотя бы в первой фазе – по «полностью и окончательно построенному социализму», который нужно сейчас несколько перестроить и двигаться далее в эту самую «перспективу». Именно осознание с нами происшедшего и позволяет надеяться на то, что не удастся ни вернуть прошлое, ни продлить надолго настоящее.

На разных «концах» языка

Интересно посмотреть в этой связи, в какой степени, как именно, в каком языке преломляется и понимается происходящее различными слоями нашего населения. Нагляднее всего это понимание можно ухватить в лозунгах на массовых митингах. Вот официальный митинг 23 февраля 1991 года, проведённый под эгидой военно-промышленного комплекса и компартии.

Лозунги исполнены на казённых полотнищах официальными трафаретными буквами установленных размеров. Привычно звучат и тексты, в которых заключены столь же знакомые «идеи»: «С пути социализма не свернём!», «Руки прочь от армии!», «Защитим завоевания социализма!», «Демократы-фашисты не пройдут!», «Народ и армия едины!», «Коммунизму – да!» и так далее.

Были там и «художественные транспаранты». На одном из них суровый воин в каске и с автоматом непреклонно смотрит вдаль («в перспективу»). Вокруг него обвилась лента-змея, на которой написаны названия газет и журналов: «Огонёк», «Юность», «Известия», «Комсомольская правда», «Московские новости». Поверх этой «живописи» выведено: «НЕСМОТРЯ НА ШИПЕНИЕ».

Второй транспарант обошёл многие издания, ибо представлял собой призыв к убийству. Там помещалась большая фотография Александра Николаевича Яковлева. Вокруг головы этого ненавистного сторонникам «нового старого порядка» политика были нанесены концентрические окружности, как на мишени, и чёткая надпись: «Промаха не будет!». Тот же круг «идей» являли собой выступления с трибуны.

А насколько силён был звучащий рефреном призыв «Сначала нам нужно накормить народ!». Вдумаемся: военно-промышленный аппарат вкупе с партийным собираются накормить народ! Во всех странах, наоборот, народ кормит армию и госаппарат, а у нас... Что же мы сможем дальше услышать? «Сначала нам нужно накормить и напоить народ!», «Нам нужно накормить, напоить, одеть и согреть народ!».

Хорошо, допустим, что всё это с нами проделают, а нам-то самим что останется делать? Нам, сытым, напоенным, одетым и обутым? А звучит-то каково!..

Митинги демократов, прошедшие 22 и 24 февраля, 10 и 28 марта 1991 года в своих лозунгах и плакатах демонстрировали не просто совсем иные идеи. Они показывали, что многие наши соотечественники поняли, куда их вела «руководящая сила», и теперь начинают догадываться, как самим, именно самим, заняться собой и, Бог даст, самостоятельно устроить свою жизнь.

Люди выражали всё это часто в ироничной и даже юмористической форме, что говорит о серьёзной степени рефлексии. А рефлексия – это высокий уровень мышления, ибо означает осознание и понимание собственных действий и мыслей. Судите сами: «Партия! Дай порулить...», «Партия! Ум, честь и совесть надо иметь...». Примечательно обыгрывался и призыв «выходить из окопов», обращённый к коммунистам.

На одном рисунке был изображён страшный скелет в саване с надписью «Призрак лезет из окопа...», а рядом плакат советует: «Не пора ли, как в Европе, врезать призраку по ж...?». Весьма затейливо подавались имена известных, но по-разному воспринимаемых людей: Лигачёва, Полозкова, Ельцина. Имя Ельцина, кстати, использовалось как реминисценция известного лигачёвского «Борис, ты не прав!»: «Борис, ты правь!», «Борис, ты прав!» и даже пушкинского «Бориса на царство!». Люди несли в руках плакаты, на которых «Хасбулатов удалой, ты тоже прав!». И с почти медицинским уклоном: «Лучше склероз, чем такая «Память».

Что может противопоставить этой народной языковой стихии партаппарат с нанятыми им унылыми сочинителями из агитпропа? Кое-что может, но это «кое-что» будет связано с порчей языка, с деформацией смысла понятий. Да и до мути известна основа этого «будет». Основа пёстрая и однотипная одновременно.

Рытьё котлованов называлось «штурмом неба». Карательная политическая полиция нарекалась «дорогими органами». Страшный конгломерат колымских лагерей получил вывеску «Свободный». Сталинский тоталитаризм проходил за «демократию высшего типа». Прибыль именовалась (именуется) «стяжательством».

Предприниматель – «частником, эксплуататором, тунеядцем». Торгово-посредническая деятельность – «спекуляцией». Наконец, добротные вещи получали ханжескую маркировку «заграничное тряпьё, шмотки, барахло».

Наработанная ранее основа прошлого новояза сегодня прорывается оборотами «так называемые демократы», «деструктивные силы», «капитализация общества», «очернение истории». Да мало ли ещё чем! Неживое всё это, смердящее.

***

Итак, если действительно ход истории, то есть всё, что с нами случается, зависит от наших идей, а идеи выражаются в языке, то один из важнейших способов изменить нашу историю – это очистить язык, оживить мышление и только таким образом «начать дальнейшее продвижение вперёд». Такое очищение и возрождение идёт во всех слоях нарождающегося гражданского общества.

Во всяком случае, в тех людях, что желают и не утратили способность быть строителями (нет-нет, не пугайтесь)... строителями просто нормальной жизни. И всё это можно рассматривать как знак того, что выздоравливает сознание, выздоравливает человек, обретая иммунитет, жизнестойкость против всего нечеловеческого.

ТЕГИ

Ещё в главе «Жизнь - слово - дело»:

Презентация-идентификация
Друг ли мой язык мой?
Игорь Рауфович Ашурбейли
Гражданство: Россия
Дата рождения: 9 сентября 1963 года
Место рождения: Баку, Азербайджанская ССР, СССР
Ученая степень: доктор технических наук
Научная деятельность: воздушно-космическая оборона
Место работы: АО «Социум»
Награды и премии: Орден Почета Медаль «300 лет Российскому флоту» Медаль Жукова Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «200 лет Министерству обороны» Нагрудный знак «За отличие в службе» I степени Медаль «В память 850-летия Москвы» Памятный знак «100 лет противовоздушной обороне» Орден «За честь и доблесть» Человек года - 2013 Орден «Святого князя Александра Невского» I степени Орден «Святой Анны» II степени Орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени Орден «Преподобного Серафима Саровского» III степени Медаль «Святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича» I степени Памятный знак «Святителя Николая» II степени
  Все награды

 

ЦИТАТЫ
ЦИТАТЫ
ТЕГИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ!