Журнал «Социум» №4. 1991 год

Бесконечное познание бесконечной вселенной

«Ноосфера» – слышим мы со всех сторон – «ноосфера...» Человечество считает себя разумным. Так ли это, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Мозг современного человека находится не на стадии разума (если так можно сказать), а на стадии сознания. Какая же разница между этими фундаментальными понятиями, которые у нас превратились чуть ли не в синонимы?

Художник: Р. Лукьянц

Сознание – утверждение своего «Я»: я – человек – властелин природы; я – знаю; я – торжество разума; я – всё могу; я – хочу.

Разум – отрицание своего «Я»: человек – частица природы; знаю мало – познаю мир; союз с законами природы, вселенной; я не могу ничего – вселенная, природа может всё.

Сознание находится в постоянном противоречии с разумом.

Сознание, утверждение своего собственного «Я», на протяжении всего времени существования человечества вело и ведёт борьбу со всяким инакомыслием и инакомыслящими, появляющимися в процессе эволюции. Для «зла» существовали костры инквизиции, гильотины; продолжают существовать – тюрьмы, лагеря, психлечебницы и так далее.

Сознанию присуще считать себя совершенством. Забота о своём собственном «Я», о своём сиюминутном благополучии задерживает процесс эволюции мозга. Да, сознание может притормозить этот процесс на столетия или тысячелетия, но не остановить, потому что эволюция закономерна и необратима, а сто или тысяча лет... какая разница?

Единство разума и мира

РАЗУМ рассматривает человека как сознание, которое никогда не может превзойти своего создателя: природу, Бога... (не будем путать это с проявлением закона эволюции, в котором последующая модель превосходит предыдущую: дети родителей и т. п.).

Процесс познания бесконечен так же, как бесконечна вселенная.

Разумное существо не может вмешиваться во что-либо, созданное природой: перегораживать и поворачивать вспять реки, засыпать овраги и передвигать горы, изменять энергетический баланс или орбиты вращения планет. Но может приспосабливаться к условиям, созданным ею согласно её законам.

Разумный мозг не может причинить вред чему-либо, созданному природой: ни камню, ни воде, ни цветку, ни животному, ни человеку. Сознавая своё единство с миром, он скорей пойдёт на самоуничтожение, чем на причинение ущерба.

Разумный мозг не будет брать ничего лишнего от природы свыше того, что минимально необходимо ему для существования.

При «сознательном» мозге получается всё наоборот. Получается то, что мы наблюдаем в наши дни: человечеством производится масса вещей, в которых нет необходимости. Производство – во имя производства. Человек во имя производства. Какой-то массовый, всеобщий полтергейст, гипноз, только не с «барабашкой», а с производством. И уже сегодня совершенно ясно, что направление развития планеты на удовлетворение всё более возрастающих сознательных потребностей своего «Я» радикально противоречит разуму.

Сознание уже привыкло для своих корыстных целей использовать приём, при котором за одно и то же деяние (подобрав соответствующие хвалебные слова и обоснования) можно наградить или же (подобрав другие соответствующие порицающие слова и обоснования) казнить.

Разум не признаёт ни наград, ни казней.

При разумном мозге исчезает значение личности, существующее при сознательном. Не имеет никакого значения, например, кем сделано то или иное открытие: оно сделано разумом и, следовательно, – достояние всех.

Для вселенной и для природы не существует отдельно ни белых, ни жёлтых, ни красных, ни чёрных, а есть единый уровень развития биологического существа, возникшего в процессе эволюции Земли.

Разумному существу нет необходимости задавать себе вопросы, для решения которых требуется голосование: разумное решение понятно всем на равном уровне развития. Например, необходимо что-то сделать. Вопрос: «Что это повлечёт за собой?» Ответ: «Повлечёт то-то и то-то». Вопрос: «А что ещё?» Ответ: «Не знаю». Вывод: «Делать нельзя»...

Чудес в природе не бывает

Вспомним старое «семь раз отмерь...» Да, в жизни далёких предков было много воистину разумного. Не рационально высчитанного, а именно выверенного нравственно. У нашего народа, знаете ведь, любимцем был Иванушка-дурачок – детская, бескорыстная душа, – а сколько чудес, «феноменов» являл собой в волшебных сказках. И, между прочим, реальная жизнь дышала этими сказками в те давние времена.

А вообще-то чудес и фантастики во вселенной, природе нет и быть не может. Всё имеет рано или поздно своё объяснение и подчиняется определённым существующим (познанным или пока не познанным) законам, о которых были и существуют упоминания и в прошедшем и в происходящем.

Появлению разумного мозга по законам эволюции предшествует развитой сознательный мозг, с которым можно установить контакт. Максимум, что может сделать разум для находящегося на пути эволюции мозга, – это определить направление, в котором надо следовать, указать как бы вехи пути, дать сведения о нём самом. Безусловно, это и было выполнено на заре человечества посредством передачи информации мозгу человека на всей планете одновременно. Но мы до сих пор не можем её «УСЛЫШАТЬ».

Информация, полученная человечеством с «небес», в зависимости от национальных, территориальных, индивидуальных и других особенностей, в чём-то дошла до наших дней в виде религий разных народов, бог у которых разный, а корни и истоки одни. Интересно найти эти корни, хотя ни одна религия не позволит науке копаться в ней. Но надо искать компромисс, так как цели и задачи науки и религии не параллельные, а пересекающиеся линии.

Энергия мышления

Итак, мозг разумного существа – вершина эволюции органической материи и должен обладать самой большой энергией во вселенной. Разумное существо становится практически неуязвимым. Развитой мозг не позволяет воздействовать на организм ни болезням, ни внешним факторам, кроме старости. Инстинкт самосохранения, унаследованный человеком от животного (которому он был необходим для выживания вида в процессе эволюции), исчезает, так как существу с разумным мозгом никакие опасности не грозят.

Энергия мышления постоянно излучается во вселенную и (по достижении определённого эволюционного уровня) также воспринимается, оценивается и ощущается мозгом. Для неё нет языковых барьеров. Во вселенной существует поле (поля) этой энергии точно так же, как магнитные поля световых и других видов энергий. Например, для определения наличия жизни на планете нет необходимости в её посещении, достаточно уловить из той или иной части вселенной энергоизлучение, по которому можно судить об уровне развития биологической материи.

Энергия, излучаемая мозгом, возрастает по мере его эволюции: у птиц больше, чем у земноводных, у млекопитающих больше, чем у птиц и так далее. Кроме того, это излучение имеет индивидуальные особенности, не повторяемые никаким другим мозгом, так же как не повторяются отпечатки пальцев или ушная раковина.

В поле (полях) энергии, вырабатываемой мозгом, скапливается вся информация из той или иной части вселенной. Разумное существо может черпать любую информацию из этого поля, то есть разумный мозг работает как в режиме двигателя, так и в режиме генератора: выдаёт и потребляет энергию. У разумного существа отпадает необходимость в речевом аппарате.

Уже давно открыт закон сохранения энергии, который изучается ещё в школе. Согласно ему энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется. Таким образом, можно предположить, что энергия, выработанная мозгом, вечна...

По религиозным обычаям принято отмечать 9 дней, 40 дней и год после кончины человека. Это, видимо, не что иное, как период распада энергий, находящихся в биологическом организме. В биологии существуют законы, подобные законам ядерной физики, также единые для всей вселенной. В религиозных преданиях должны быть такие же сведения о растениях и животных, по которым нетрудно определить, какими видами энергий деревья отличаются от животных, а животные от человека.

Итак, энергия, вырабатываемая СОЗНАТЕЛЬНЫМ мозгом, появляется в процессе осознания своего «Я», при мыслях, поступках и действиях, направленных на удовлетворение своих потребностей (думать об одном, а поступать по-другому – не бывает: поступок – мысль – действие – всё работа мозга – всё энергия).

Энергия, вырабатываемая РАЗУМНЫМ МОЗГОМ, появляется в процессе мыслей, поступков, действий, исключающих, отвергающих своё «Я» (о других, о науке, о познании мира, о добре, без выгоды, корысти).

Работают как бы разные части головного мозга.

Точно так же, как в сказаниях добро всегда побеждает зло, так и величины энергии, вырабатываемой мозгом при добрых, чистых мыслях, деяниях, выше, чем при мыслях о своём «Я». Кроме того, при них как бы уменьшается разрыв между величинами энергий разумного мозга и сознательного: начинается подпитка (добавка) энергий (знаний) из общего поля разумных существ в космосе.

Из рукописи книги «Человек – религия – наука»

Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:

Удастся ли опровергнуть ЧААДАЕВА?
Бесконечное познание бесконечной вселенной